Судьбы военные
Вторая мировая война, шесть лет сотрясавшая мир, в той или иной мере задела всех участников трех предвоенных чемпионатов мира. Но если для южноамериканцев она обернулась лишь разрывом контактов с футбольной Европой и невозможностью податься в Старый свет на заработки, то европейцы прочувствовали все ее «прелести» на собственной шкуре.
Футболисты и тренеры разделили судьбу своих соотечественников. Кто воевал по разные стороны фронта, кто только числился в войсках, но пережил войну в тылу, играя в футбол или попросту выживая. Кто-то выбирал судьбу, а кого-то она вела...
Два капитана
6 мая 1943 года белградский футбольный клуб АСК отмечал свое сорокалетие. В этот день в последний раз вышел на поле бывший капитан белградцев 34-летний Милутин Ивкович. У него было две страсти в жизни — футбол и медицина. Студент медицинского факультета белградского университета Ивкович был самым жестким и «непроходимым» защитником своего клуба и сборной Югославии. Авторитетный, с задатками настоящего лидера, Ивкович был капитаном сборной на ОИ-28 и ЧМ-30. Футбольную карьеру он закончил рано — в 1934 году, сыграв за главную команду страны 39 матчей. В том же году он получил диплом врача и, отслужив в армии, открыл в Белграде клинику. Убежденный антифашист, он был одним из инициаторов бойкота Югославией Олимпийских игр в Берлине. Во время оккупации Ивкович сотрудничал с подпольем и был арестован гестапо после клубного футбольного праздника. Его расстреляли 24 мая в лагере Яйнчи под Белградом.
Милутин Ивкович
Капитан сборной Франции на ЧМ-30 Александр Виллаплан родился в Алжире и в метрополию попал только в 16-летнем возрасте. Алекс увлекался легкой атлетикой и футболом, был принят в клуб «Сет», в котором играл сначала левым крайним нападающим, а затем центральным полузащитником. Он переменил немало клубов, выступал за «Ним», парижский «Расинг», «Антиб». Закончил в 1935-м в команде второго дивизиона «Бастедьен» из Бордо. С 1926 по 1931 год Виллаплан сыграл 26 матчей за сборную Франции. На ЧМ-30 он капитанил во всех трех играх.
Кое-что он заработать успел и в любительские годы (на так называемые «дотации» и «компенсации» смотрели сквозь пальцы) и после введения профессионализма в 1932-м. Но заработанное Виллаплан просаживал на скачках и в кабаках. «Антиб», в котором в сезоне-1932/33 играл Виллаплан, был лишен звания чемпиона за покупку решающей игры. Подозревали, что устроил это дело Виллаплан еще с двумя товарищами, но ничего не доказали.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Бывший капитан сборной загремел в тюрьму в 1936-м за фальсификацию результатов скачек.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Александр Виллаплан
В 1940-м после оккупации Франции Виллаплан возглавил одно из подразделений «французского гестапо» — организации, созданной немцами для борьбы с бельгийским и французским подпольем. Под началом у Виллаплана были в основном выходцы из колоний. Эту жестокую команду убийц и грабителей прозвали «СС Мохаммад». Виллаплана арестовали после освобождения Франции, судили вместе с другими руководителями «французского гестапо» и расстреляли в конце декабря 1944-го.
Душегубов вроде Виллаплана среди других участников предвоенных ЧМ замечено не было.
Судьба немецкая
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Большинство германских футболистов стараниями Зеппа Гербергера прокантовалось всю войну в различных, в том числе армейских футбольных командах.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Некоторых тренеру удалось выдергивать даже из частей, отправлявшихся на фронт. Например, своего любимца защитника Пауля Янеса он пристроил во флот. Янес работал инструктором по плаванию на базе в Вильгельмсхафене, хотя сам плавать не умел. Зато играл за сборную флота в футбол до конца войны.
Иногда Гербергер оказывался бессилен, а с лета 1944-го в армию уже подгребали всех. Из участников ЧМ-34 и ЧМ-38 не погиб ни один человек, только в советском плену уже в 1947-м умер гамбуржец Рудольф Ноак.
После войны проводившие денацификацию союзники занялись Рудольфом Граммлихом (играл за сборную Германии в четвертьфинале ЧМ-34 против шведов). Он закончил с футболом в 1936-м и быстро сделал карьеру в СС. С учетом спортивного прошлого его прикомандировали к министерству спорта, и Граммлих стал личным порученцем рейхсминистра Ганса фон Чаммера. После войны как высокопоставленный эсесовец он был интернирован в американской зоне оккупации, но вскоре вышел на волю, поскольку ничего «кровавого» на него не накопали.
Отто Нерц и Зепп Гербергер
Отто Нерцу, тренеру сборной, повезло гораздо меньше. Его арестовали советские войска. Нерц был наци идейный, член НС ДАЛ с 1932 года. С 1938-го, после окончательного ухода из сборной, профессор Отто Нерц работал в Немецкой Высшей школе физкультуры, выступал с нацистским статьями в газетах, в звании полковника числился в руководителях имперской военной медицины.
Оккупационная советская власть отправила Нерца в концлагерь Заксенхаузен, расположенный в Ораниенбурге под Берлином. Это место заключения использовали по назначению, только сидели теперь в лагере те, кто раньше отправлял туда других. Нерц на свободу не вышел — он умер от менингита в 1949 году.
Судьба польская
В биографиях большинства футболистов — участников ЧМ 30-х — военный период их жизни освещен крайне слабо. Во многих странах, оккупированных Германией, продолжали проводить чемпионаты. В этом случае указывают, что такой-то играл в таком-то клубе. Подобные записи есть почти у всех чехословацких, венгерских футболистов и у других — немцев, австрийцев, бельгийцев, французов тоже есть. Если же не играл, то биографы поступают просто — между 1939-м и 1945-м — пропуск, а затем продолжение игроцкого и зачастую тренерского пути.
Более подробны биографии игроков сборной Польши. Среди них было много силезцев, то есть людей, родившихся на территории еще кайзеровской Германии. Они подписывали фолькс-листы и становились полноправными германскими гражданами.
Эрнест Вилимовский
Ярчайший пример — Эрнест Вилимовский, родившийся в Катовицах в полунемецкой семье, игрок, о котором будущий чемпион мира Фриц Вальтер сказал: «Он, пожалуй, единственный в мире футболист, который забил мячей больше, чем имел голевых шансов». С сентября 1939-го он уже Эрнст Виллимовски, игрок сборной Германии, за которую провел восемь игр и забил 13 мячей (за Польшу 22 игры — 21 мяч). Он играл за немецкие клубы «Мюнхен-1860», «Карлсруэ», а после войны осел в Германии. В социалистической Польше его долго считали предателем.
Подписавших фолькслист запросто могли призвать в вермахт. Судьбы призванных сложились по-разному. Запасной вратарь сборной Вальтер Бром отправился на фронт; Эрвин Ныц играл за команду люфтваффе; Эдмунд Гемза из германской армии дезертировал, примкнул к французскому сопротивлению, а затем вступил в бригаду Войска Польского; Герард Водарц, рядовой вермахта, сдался американцам в плен и попросился в польские войска.
Фридерик (Фриц) Шерфке, этнический немец, работал шофером в познаньском гестапо. Он успел предупредить двух своих товарищей по клубу о грозящем аресте, а за одного, арестованного, поручился, и тот был выпущен на волю.
Антони Лыко
Антони Лыко - участник польского подполья во время Второй мировой войны, попал в облаву в Кракове и был отправлен в Освенцим, где и погиб. Юзеф Корбас, арестованный в 1942-м, побывал в Освенциме, Заксенхаузене и в 1945-м вернулся домой.
Вратарь Эдвард Мадейский в 1942-м просидел несколько месяцев в камере смертников за участие в запрещенных футбольных матчах, но был отпущен на свободу. После войны выучился на инженера и работал на шахте. В 1956-м по ложному обвинению его посадили уже в социалистическую тюрьму, из которой он вышел только через три года.
Трое футболистов сборной — львовянин Ян Васиевич, Антони Галецкий из Лодзи и Болеслав Хабовский из Кракова — вступили в войну в первый сентябрьский день 1939-го. Васиевич сумел эвакуироваться в Англию, служил в танковой бригаде. Хабовский оказался на территории, занятой советскими войсками, попал в лагерь, а в 1942-м вступил в формирующуюся армию генерала Андерса, вместе с которой был отправлен в Иран, а затем в Палестину. Там к «андерсовцам» примкнул Антони Галецкий, добиравшийся на Ближний Восток через Венгрию и Югославию.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ни один из этой тройки после войны в Польшу не вернулся.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Судьбы бельгийские и норвежские
О бельгийцах известно, что двое из команды-34 (к сожалению, без указания фамилий) участвовали в Сопротивлении, а их тренер Гектор Гутинк погиб летом 1943-го при бомбардировке союзной авиацией города Хейста.
Бывший тренер сборной Норвегии Асбьорн Халварссон, занимавший пост секретаря Футбольного союза страны (НФФ), в 1940-м после оккупации немцами Норвегии отказался проводить реформы, требуемые нацистской властью. О своем отказе он сообщил германскому наместнику Норвегии Тербовену во время финальной игры на Кубок страны в присутствии всей местной нацистской верхушки.
Арестовали его не сразу, а только в 1942-м, когда узнали о его участии в движении сопротивления. Он прошел через несколько концлагерей и был обнаружен в апреле 1945-го представителями шведского Красного Креста в бараке для умирающих лагеря Визенгрунд на юго-западе Германии. В реляции после фамилии Халварссон сообщалось: «Скорее мертв, чем жив. Предельно истощен. Весит меньше 40 кг, болен тифом, пневмонией и ревматизмом». Шведы вывезли Халварссона и спасли ему жизнь. После войны он вернулся к работе в НФФ.
Рейдар Кваммен
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
За отказ сотрудничать с оккупантами в концлагерь был отправлен и один лучших норвежских футболистов Рейдар Кваммен. Он сумел выжить в страшном спецлагере Штуттгоф и тоже был освобожден представителями шведского Красного Креста весной 1945-го.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В этом тексте были приведены самые, пожалуй, известные судьбы футбольных людей, участников ЧМ довоенных лет. Эти истории подтверждены документально и описаны в разные годы в прессе разных стран. А сколько еще неизвестного...
Используемый источник: "Все чемпионаты мира по футболу. Том № 1" (Талиновский Б.Х., Франков А.В.)
До следующих очерков! С Вами, как всегда, был Вадим Щербатенко
Так же читайте группу в ВКонтакте где автор радует нас другими статьями,не связанными с тематикой нашего сайта История ЧЕМПИОНАТОВ МИРА, АМЕРИКИ, ЕВРО, ОИ
Так же читайте группу в ВКонтакте где автор радует нас другими статьями,не связанными с тематикой нашего сайта История ЧЕМПИОНАТОВ МИРА, АМЕРИКИ, ЕВРО, ОИ