F.C. Ararat Yerevan (URS) - Grasshopper-Club Zürich (SUI) 4:2

08-11-1972; Yerevan; 15:00; Stadion Razdan; Att: 12.486

F.C. ARARAT YEREVAN (URS) - GRASSHOPPER-CLUB ZÜRICH (SUI) 4-2 (2-1)
Referee: Francis Rion (BEL)
Assistants: Michel Serteels, Jos Schillemans (BEL)
Goals: 0-1 Fredy Gröbli 04 (pen); 1-1 Nikolay Kazaryan 13; 2-1 Nikolay Kazaryan 23; 3-1 Eduard Markarov 49; 3-2 Kurt Müller 63; 4-2 Eduard Markarov 78.

F.C. ARARAT (coach: Nikolay Glebov):
Aleksey Abramyan, Sanasar Gevorkyan, Arkady Arutunyan, Suren Martirosyan, Norik Mesropyan, Nazar Petrosyan, Sergey Bondarenko (Armen Sarkisyan 22), Levon Ishtoyan, Eduard Markarov (Gennady Unanov 83), Oganes Zanazanyan, Nikolay Kazaryan.
GRASSHOPPER-CLUB (coach: René Hüssy):
Hans Stemmer, Hansruedi Staudenmann (Christian Winiger 46), Max Malzacher, Roland Citherlet, Thomas Niggl, Fredy Gröbli, Leo Meier (Rudolf Elsener 65), Herbert Dimmeler, Kurt Müller, Rainer Ohlhauser, Rudolf Schneeberger.

Y-CARD: 81 - Thomas Niggl (GRASSHOPPER-CLUB).

***

СО СТОРОНЫ «АРАРАТА».


ЕРЕВАНСКИЕ футболисты вышли на международную арену. Сам по себе этот факт весьма значителен, ибо еще два года назад команда не могла и мечтать о такой перспективе. Именно за эти годы ереванский «Арарат» сделал большой шаг вперед и успешно повел соревнование с лучшими клубами нашей страны. Так что участие команды Армении в розыгрыше Кубка УЕФА выглядит закономерностью.


Сначала футболисты «Арарата» дважды обыграли кипрскую команду ЭПА. Первый раз в городе Ларнака на Кипре в необычных условиях, где поле уменьшенных размеров было утрамбовано галькой и напоминало цементное покрытие. Старший тренер «Арарата» Н. Глебов рассказал мне, что кипрская команда, привыкшая к габаритам своего поля, умело расставила почти всех игроков на позиции в пределах своей штрафной площади, герметически закрыла ее и стойко отбивалась.


Форварды и полузащитники «Арарата» действовали не лучшим образом. Однотипные атаки большим числом игроков, атаки, которые справедливо названы «навалом», долго не могли принести успеха. Пользуясь шахматной терминологией, положение можно было охарактеризовать как типичный «пат». Выручил один из прострелов Казаряна: мяч отрикошетил от ноги защитника Василиу и влетел в сетку ворот ЭПА.


Ответный матч, хотя и проходил на прекрасном поле стадиона «Раздан» в Ереване, но по тактическому рисунку походил на первый: гости откровенно ушли в глухую защиту и не откликались на уловки араратовцев, которые пытались их выманить «в чисто поле». И тут скромная победа «Арарата»: меткий удар Иштояна «открыл и закрыл» счет.

Затем жребий свел ереванских спортсменов с более серьезным, опытным противником — швейцарским «Грассхопперсом» — командой, существующей давно, но проявившей себя на международной арене только в последние годы. Известно было, что этот клуб придерживается англо-саксонского стиля игры с его атлетическим акцентом и рациональной техникой и в последнее время все чаще и чаще оглядывается на своих соседей — западногерманские профессиональные клубы.


Первый матч в Цюрихе, как известно, закончился убедительной победой «Арарата» — 3:1.
И вот в прохладный солнечный день 8 ноября на ереванском стадионе появились швейцарские футболисты в бело-синей форме.


Хотя после поражения в Цюрихе тренер «Гpacсхопперса» Р. Хюсси сгоряча и заметил, что разочарован своими футболистами и ответный визит не имеет смысла, все же в ереванской встрече они с первой и до последней минуты боролись за свою репутацию. Если в Цюрихе команды присматривались друг к другу, разгадывали тактические принципы, изучали манеру игры, то теперь они встретились, отчетливо представляя слабые и сильные стороны друг друга. Изменилось и турнирное положение команд: гости стали отыгрывающейся стороной. Это и определило тактику их действий.


Здесь было все ясно. Имея в кармане три мяча на чужом поле и лишь один пропущенный, команда была раскрепощена от нервного напряжения. И по части арифметики, и по части психологии положение ереванских футболистов было предпочтительнее.
Теоретически они могли проиграть даже 0:2. И все равно продолжали бы борьбу за Кубок. Это и создало атмосферу для свободной игры


Правда, на третьей же мину те защитники «Арарата» бесцеремонно схватили за руку ворвавшегося в штрафную площадь Мюллера, и судья решительно указал на 11-метровую отметку. Гробли открыл счет. Этот гол показался гостям светом в конце длинного тоннеля, разрыв в балансе мячей сократился. Однако он не повлиял на настроение ереванских футболистов, первый укол они приняли спокойно. Казалось, на стадионе не было ни одного зрителя, который с тревогой воспринял бы эпизод с пенальти.


И действительно, начав игру с центра, хозяева поля по столь энергичные, искрометные атаки, были так решительны и неуступчивы, что сразу же вынудили не только защитников, но и хавбеков гостей потянуться назад. У швейцарцев проглядывалась растерянность, выражавшиеся в суетливости. Игроки обороны принимали бой, будучи в плохих позициях, ибо к этому их вынуждала обстановка.


Правда гости умело переводили игру на чужую половину поля. Делали они это с помощью Ольхаузера, который на сей раз, играл в середине поля. Правда это было не так часто. Самой характерной чертой этого матча стало то, что «Арарат» был командой, умеющей играть быстро и маневренно. Мы об этом знали и раньше, но на фоне медлительных и даже угловатых футболистов «Грассхопперса» , скоростные качества ереванцев так и бросались в глаза.


Перед тем как сесть за отчёт я перелистал свой блокнот, в который заносил все существенное из происходившего на поле. Оказалось, что большинство таких записей: «прорыв Иштояна», «прорыв Казаряна». Да эти два футбольных «мотора» на краях двигали вперед игру.


Вспоминалось, что совсем недавно приходилось на страницах нашего еженедельника доказывать необходимость фланговых форвардов. Их называли «крыльями команды», определяющими ширину атаки. И теперь, глядя на Казаряна и Иштояна, которые скоростными рывками на флангах, создавали «сюжет матча», нельзя было представить, как можно обойтись без них.
Если разложить по элементам победу «Арарата», то игра этих двух мастеров заняла бы самое видное место. Они показывали отличные скоростные качества, финты, дриблинг, точные передачи в опасную зону у чужих ворот, наконец, умение прицельно бить. Крайние защитники «Грассхопперса» Нигель и Мальзахер при всей их настойчивости и энергии проигрывали почти все «бои местного значения» на флангах.


После одного из таких рывков, на сей раз исполненного молодым Петросяном, опередив защитника, Казарян в прыжке принял фланговую передачу и головой направил мяч в сетку. Шансы уравнялись.


Спустя десять минут примерно в аналогичной ситуации тот же Казарян резко вышел на передачу с правого фланга и послал мяч в нижний угол.


Теперь уже победа «Арарата» не внушала сомнений. Тут я должен рассказать об одном существенном обстоятельстве. Получив два предупреждения, Андриасян решением дисциплинарного комитета УЕФА не был допущен к матчу с «Грассхопперсом» в Ереване. Это несколько осложнило задачу «Арарата», атаки которого обычно строились с расчетом на быстрый выход Андриасяна вперед. Заменивший его Маркаров старался играть несколько сзади. Не рвался на сей раз вперед и один из лучших бомбардиров Заназанян.


Конфигурация атаки несколько изменилась. Иштоян чаще стал уходить в центр, а на его месте оказывался молодой неутомимый Петросян. Таким образом, частично восстанавливались привычные, наигранные комбинации.


После второго пропущенного мяча швейцарцы взяли более резкий тон, хотя и до того они применяли силовые приемы, нарушая правила.


В начале второго тайма Маркарову удалось «замкнуть» штангу» после расчетливой передачи Иштояна, а затем еще раз поразить ворота точным ударом из-за штрафной площади. В этом случае вратарь Штеммер не проявил должной бдительности и бросился за мячом с явным опозданием. Швейцарцам удалось отыграть один гол. Это сделал Мюллер ударом издалека.


СО СТОРОНЫ «ГРАССХОППЕРСА».


ШВЕЙЦАРСКОЙ команде нужно было выиграть с превосходством в три мяча. За¬дача трудная, но швейцарцы попытались было ее решить. Прежде всего они изменили рас¬становку игроков. В первую линию было откомандировано четыре форварда, а защитник Ольхаузер занял позицию в середине поля.


Известно, что Ольхаузер, немец из команды «Бавария», типичный игрок универсального типа. Он умеет искусно подбирать мяч, подстраховывать партнеров, взаимодействовать со всеми игроками, а иногда и выходить вперед. На сей раз он должен был дирижировать атакой. Но «Арарат» нарушил план тренера Р. Хюсси и вынудил отступить назад не только Димеллера, но и Мейера. В этой обстановке изменилась и роль Ольхаузера.


В конце первого тайма и в начале второго, когда «Арарат» отступал к своим воротам, швейцарцы показали грамотную игру с длинными переводами мяча, с точными прицельными ударами, наконец, с прорывами к воротам, когда вратарю Абрамяну приходилось «нырять» в ноги то Мюллеру, то Мейеру. И все же они, как говорят фехтовальщики, отставали на два темпа.


После матча я беседовал с тренером «Грассхопперса» Р. Хюсси. Этот молодой плотный человек с прической ежиком, бывший защитник «Грассхопперса» с напоминающий
тяжелоатлета и своей внешностью как бы символизирующий стиль своей тяжеловесной команды.
Он был огорчен поражением, и на мой вопрос, кого бы он хотел отметить в своей команде, резко ответил: «Никого».
В общем-то «Грассхопперс» тактически грамотная и технически подготовленная команда, правда, злоупотреблявшая своей силой. И хотя Р. Хюсси считает, что команду давил «пресс безнадежности», внешне это мало проявлялось.


В нашей беседе о европейском футболе Р. Хюсси высказал мнение, что англо-саксонкая школа потеряла свои чет¬кие очертания и что западно¬германский футбол может быть примером для всех европейских команд.


— Что вас привлекает в нем?


— То, что привлекало и в английском футболе: мужество, жесткость, дисциплина, но на новых тактических дрожжах, на которых немцы умеют готовить более вкусный пирог.
В ответ на традиционный вопрос о лучших игроках «Арарата» швейцарский тренер выделил Казаряна, Петросяна и особенно Иштояна.


— Теперь поедем домой,— сказал он в заключение, чтобы вновь добиваться права участвовать в европейских турнирах. Они много дают, без них клубам уже трудно существовать..


МАРТЫН МЕРЕЖАНОВ,
«Футбол-Хоккей» № 46 от 12 ноября 1972 года

Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.