37. Molde FK (NOR) - CSKA Moskva (RUS) 4:0

Мольде (Норвегия) - ЦСКА (Россия) 4:0 (0:0).

4 августа 1999. Мольде. "Мольде Стадион ". 6000 зрителей.

Судьи: Г.Стивен Уиллард, Ф.Мослин, Д.Дрисдейл (все Англия).

Мольде: Бакке, Странде (Дос Сантос, 80), Андерсен, Лидерсен, Фостерволд, Ульсен (Хосет, 46), К.-О.Фьортофт, Хестад, Тессем, Морк (Сундгот, 75), Лунд.

ЦСКА: Гончаров, Минько, Варламов, Боков, Семак, Корнаухов, Хомуха (Гуталь, 78), Шишкин (Филиппенков, 46), Холли, Кулик, Аксенов.

Голы: Тессем (48), Хестад (66), Хосет (67, 82).

Предупреждения: Варламов, Холли, Боков, Аксенов.

Удаление: Холли (55).

***

ДИРЕКТОР КНИЖНОЙ ЯРМАРКИ, ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ БАНКА И ДРУГИЕ БОЛЕЛЬЩИКИ ЕХАЛИ В НОРВЕГИЮ, ЧТОБЫ ПОДДЕРЖАТЬ СВОЮ КОМАНДУ

Среди пассажиров рейса номер 735 авиакомпании SAS, совершавшего перелет по маршруту Москва - Копенгаген, были десять на первый взгляд абсолютно разных людей.
Директор московской книжной ярмарки и работник сферы высоких технологий, вице-президент столичного банка и бизнесмен из Орла - что может их объединять? Любовь к футболу и преданность одному клубу - ЦСКА. Многие из них впервые отправились на зарубежный выезд - уж больно давно, целых три года, армейцы не появлялись в Европе. И отправляясь в далекий норвежский Мольде, люди были счастливы и горды тем, что могут поддержать свою команду.
До Копенгагена, да и даже, пожалуй, до Осло десять наших путешественников еще отчасти оставались директорами и компьютерщиками, вице-президентами и бизнесменами. Дело в том, что русскую группу рассадили по разным отсекам в самолете, а "знаки отличия" - красно-синие шарфы и футболки остались в сумках в багажном отсеке. Но во время четырехчасового ожидания пересадки в аэропорту Осло армейцы стали армейцами. Вице-президент банка Павел, чрезвычайно рассудительный и образованный человек, даже щеголял буденовкой, которая в дни футбольных матчей выделяет его из армии других болельщиков и, несомненно, составляет предмет гордости.
В Осло во время длительного ожидания все перезнакомились друг с другом и в Мольде летели уже дружной компанией. Это был замечательный час, и именно тогда я оценил болельщицкое явление, которое можно назвать выездной лихорадкой. Приятно было смотреть, как чествуют двух болельщиков-бизнесменов из Орла, которым, чтобы добраться из родного города до норвежской провинции, пришлось за день совершить четыре (!) авиапересадки. А кто из присутствовавших забудет, как две на первый взгляд чопорные норвежские бабули при виде фанатов ЦСКА вдруг вытащили из сумки... флаг УЕФА? В ответ на что болельщики сначала подарили им значки армейского клуба, а затем угостили бабушек коньяком. Те поначалу в ужасе замахали руками, но в конце концов мужественно проглотили жидкость, которую в столь крепком виде наверняка не употребляли никогда в жизни.

ПРЕЗИДЕНТ "МОЛЬДЕ" ПОЖАЛ РУКИ АРМЕЙСКИМ БОЛЕЛЬЩИКАМ И ПООБЕЩАЛ, ЧТО С БИЛЕТАМИ У НИХ ПРОБЛЕМ НЕ БУДЕТ

В Мольде десять болельщиков (как, кстати, и корреспондент "СЭ") поселились в отеле "Александра" - лучшей гостинице этого крошечного городка, которая во всю рекламируется даже на стадионе. Неудивительно - от отеля до арены всего пять минут ходьбы вдоль восхитительного фьорда с величественным горным видом. Там же остановилась и сама армейская команда, зная о чем, ее поклонники удержались от скандирования речевок в момент приезда - было около полуночи, и игроки спали. Зато едва войдя в гостиничный ресторан, болельщики увидели генерального директора клуба Шахруди Дадаханова, который ответил на интересовавшие их вопросы.
Так, по его словам, во время тренировки игроки остались недовольны тем, что трава на игровом газоне чересчур высока. На традиционном утреннем совещании в день игры армейский директор обратил внимание делегата УЕФА на необходимость привести газон в порядок. И днем это было без каких-либо пререканий сделано. Все-таки норвежцы - вежливый и воспитанный народ. Это ощутили на себе и наши болельщики. Они были потрясены, когда в ресторане к ним подошли президент "Мольде", а также хозяин клуба английской премьер-лиги "Уимблдон", норвежец по национальности, пожали каждому руку, пожелали удачи и твердо заверили, что никаких проблем с проходом на стадион у них не возникнет.
Слова президента "Мольде" с делом не разошлись. Днем в среду стало известно, что специально для московских болельщиков выделен целый сектор и сто билетов. Так что они могли со спокойной душой кататься на катере по фьордам и забираться на смотровую площадку Верден, являющуюся наряду с ратушей и игрушкой-стадионом главной достопримечательностью этого тишайшего городка, в котором люди ездят на машинах со скоростью 20 км в час и при этом пользуются ремнями безопасности.
Впрочем, ста человек в группе поддержки ЦСКА так и не набралось. Один из двух автобусов, направлявшихся в Мольде через Мурманск, "завернули" на границе. Словом, "армия" почитателей армейцев, по предварительным подсчетам, должна была составить всего человек 50 - 60. Но не было сомнений, что ее будут хорошо слышать: во-первых, норвежцы не относятся к самым экспансивным болельщикам, а во-вторых, трудно было представить заполненный до отказа "13-тысячник" при том, что все население "города джаза, роз и футбола" составляет 20 тысяч человек.

ПО МНЕНИЮ СЕМАКА, ПОЛЕ В МОЛЬДЕ ХУЖЕ, ЧЕМ НА "ПЕСЧАНОМ"

Завтрак ЦСКА в день игры запомнился тем, что форвард Владимир Кулик сам подошел к столику, за которым сидели болельщики, поблагодарил их за приезд и с удовольствием с ними побеседовал. Говорил со своими поклонниками и Сергей Семак, не отказавший в просьбе вместе сфотографироваться. А после этого он ответил на вопросы корреспондента "СЭ".
- Не устали после поездки в Англию, игры с "Дерби" и длительного перелета в Мольде?
- Для приобретения опыта международных игр поездка в Англию была важной. Там собрался почти полный стадион - только за воротами были маленькие проплешины. Да и состав соперников впечатлял - одних итальянцев там трое. Так что психологически после Англии мы окрепли.
- До Мольде вы добирались 11 часов, включая 4 часа ожидания рейса в аэропорту Осло. Я понимаю, как могут коротать это время болельщики и журналисты - выпивать. Но футболисты-то в аэропорту чем занимались?
- Да, помучились мы там изрядно. Кто-то сумел заснуть, а остальные бесцельно по третьему и четвертому разу заходили в одни и те же магазины. Притом, что в аэропорту Осло их всего два.
- А как же вечный спутник футболистов - карты?
- В них мы играли во времена Садырина. При Долматове почему-то этот вид досуга перестал быть популярным. Нет, он не запрещал - просто как-то сложилось само собой.
- Как вам норвежские пейзажи?
- Потрясающие! Еще на подлете к Мольде мы увидели вершины гор, покрытые снегом. Вчера немного прогулялись по городу - замечательное зрелище. Хотелось бы на катере прокатиться, но пока не успели.
- Как я понял, трава на игровом поле Мольде вызвала у игроков недовольство?
- Да, она высокая, да и само поле неукатанное, не слишком ровное, с выбоинами. На нашем "Песчаном" поле лучше, не говоря уже об английских "коврах", которые меня потрясли. Там даже второе поле, на котором мы тренировались, идеальное.
- Как настроение перед игрой?
- В матче национального чемпионата соперник дал отдохнуть почти всем ведущим игрокам, а это говорит о многом - в частности, об их настрое. Мы пока совсем не знаем, что представляет собой атака "Мольде", поскольку в Москве норвежцы сделали ставку на оборону. Сейчас они наверняка мощно пойдут вперед, и главное для нас - не пропустить быстрый гол. Ну и, конечно, важно забить самим. Словом, никакой самоуверенности у нас нет и в помине.
ПЕРВАЯ ТРЕВОЖНАЯ МЫСЛЬ ПОЯВИЛАСЬ НА 37-й МИНУТЕ
У себя дома норвежцы играть умеют. Это они подтверждали не раз перед лицом сильных мира сего - итальянцев, к примеру, или англичан. Нервную дрожь в этой стране испытывали и наши клубы, пусть даже все для них и заканчивалось благополучно. Памятную победу над "Русенборгом" одержал в 95-м году "Спартак", но перед тем, как москвичи забили четыре мяча, дважды ворота Черчесова поражали норвежцы. Тремя годами раньше динамовцы приехали к тому же "Русенборгу" с запасом в четыре мяча и едва не растеряли его! Такими вот коллизиями сопровождались в 90-е годы наши визиты в Норвегию. Новый тоже вроде бы не сулил неприятностей - "Мольде" в последнее время играет совсем плохо и не напоминает команду, которая прошлой осенью завоевала путевку в Лигу чемпионов.
Первый тайм при всей беззубости игры ЦСКА не навевал пессимистичных мыслей. До перерыва хозяева создали только один голевой момент у ворот Гончарова, а их прямолинейные навесы в его штрафную не таили никакой угрозы. По первым минутам вообще показалось, что армейцы возьмут ситуацию под свой контроль. Шишкин бил из-за штрафной уже на 3-й минуте - правда, с меньшим, чем в Москве, успехом. Оборонялись слаженно: диагональная и вертикальная страховка, применяемая при линейной системе, работала без сбоев. К тому же помогали хавбеки. Однажды Хомуха прервал опасную передачу Хестада и начал атаку, которая была проведена очень даже неплохо: Холли мягко подал с правого фланга, но Семак чуть-чуть не поспел на эту передачу.
Трудно было понять, за счет чего "Мольде" собирается ликвидировать дефицит в два мяча. Забрасывая мяч вперед с самого центра поля, норвежцы, видимо, рассчитывали на ошибки соперника. Но до поры до времени москвичи их не допускали. Гончаров выглядел полновластным хозяином в собственной штрафной, а его партнеры, едва почувствовав неладное, старались подержать мяч, и это у них неплохо получалось. ЦСКА без всяких изысков играл на ничью. Счастья в атаке почти не искал, но с первостепенной задачей - не пропустить - справлялся без видимых сложностей. Казалось, норвежцы уже не тешили себя надеждой на благополучный итог - их дальние и неточные удары выглядели в какой-то степени жестом отчаяния.
Эпизод, произошедший на 37-й минуте, имел, как оказалось, прямое отношение к тому, что случилось позже. Холли накоротке разыграл мяч с Семаком и устремился в штрафную, куда последовала передача. К ней словак и норвежский вратарь поспели одновременно, и судья падение армейца расценил как симуляцию. Холли заработал предупреждение. Тут же прозвучал тревожный звонок. После первого углового у ворот ЦСКА возник по-настоящему голевой эпизод. Выручил Гончаров, отразивший два удара, которые Хестад наносил в упор - сначала головой, потом ногой.

ТАК МОГ ИГРАТЬ ТОЛЬКО КЛУБ, НЕ УВАЖАЮЩИЙ НИ СЕБЯ, НИ СВОИХ ПОКЛОННИКОВ!

В перерыве Долматов заменил Шишкина на Филиппенкова, продемонстрировав таким образом стремление усилить атаку. Возможно, он подумал о недостающих России очках в таблице коэффициентов УЕФА или о том, что не выигрывать такие матчи непростительно для уважающего себя клуба. Мог ли он предположить, что случившееся в следующие 45 минут лишило ЦСКА права именоваться уважающим себя клубом.
Вскоре после начала второго тайма норвежцы забили гол, который все еще не выглядел трагедией. Хоссет с левого фланга сделал передачу в штрафную, и Варламов позволил Лунду пробить головой. Гончаров вроде бы легко, одной рукой, этот мяч отбил, но был бессилен, когда Тессем подкараулил отскок на углу Вратарской.
Вопреки ожиданиям никаких перестановок в ЦСКА не произошло. На помощь Варламову с Боковым, которые явно перестали справляться со своими противниками, Долматов никого не отправил. Трудно было понять, чем занимались полузащитники ЦСКА, которые в атаку по-прежнему не шли и обороне помогать перестали. Наша команда встала и какое-то время не могла даже перейти центр поля. Но худшее случилось именно в тот момент, когда этот рубеж был наконец преодолен. Холли, потерявший мяч у чужого углового флажка, мертвой хваткой впился в обидчика. Вторая желтая карточка была справедливым наказанием за абсурдную провинность. Пока тренерский штаб армейцев раздумывал над тем, что же делать теперь, норвежцы взвинтили темп. Этого оказалось достаточно, чтобы малочисленный соперник рассыпался под мощью их атак. Какое-то время еще везло, но на 66-й минуте был подан угловой, после которого счет по сумме матчей стал равным. Ошибся Гончаров, не добравшийся толком до мяча, его вернули в штрафную, и Хестад был точен.
Последовавший затем удар Кулика, когда тот едва не перебросил норвежского кипера, был совершенно нехарактерным для второго тайма эпизодом. Новая атака "Мольде" обнаружила абсолютную беспомощность левого на этот раз крыла армейской обороны. Отвечавший за него Корнаухов будто сквозь землю провалился, Лунд переадресовал мяч Хоссету, и счет стал 3:0. Так, за каких-то полчаса благополучный для нас московский результат стал фикцией.
Впрочем, еще не поздно было исправить ситуацию. Для выхода в следующий круг следовало забить один мяч - естественно, не пропуская. Но как? ЦСКА был инертен, разобщен, да просто беспомощен. Лить на 75-й минуте, да и то скорее по недоразумению, москвичи нанесли первый удар из пределов штрафной площади. Но мяч от головы Филиппенкова послушно отскочил в руки голкипера.
Замена Хомухи, который был надеждой на случай какого-нибудь нарушения вблизи ворот "Мольде", уже не находила объяснений. Как не находило объяснений все то, что случилось с ЦСКА во втором тайме. Четвертый гол был забит в лихой атаке, при этом Хоссету никто не мешал расстреливать Гончарова, который пропустил мяч под собой. Лунд, Хестад, другие игроки "Мольде" могли забивать еще. Но им с лихвой хватило того, что уже удалось сделать.
ЦСКА покидал Норвегию с четырьмя пощечинами, которые получил от самых обыкновенных любителей. Но за что должны были терпеть эти пощечины армейские фанаты - мои попутчики и те, что остались в Москве?! Вот это мне непонятно.

Игорь РАБИНЕР из Мольде. Газета "Спорт Экспресс", 05.08.1999

Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.