F.C. DINAMO KIEV (UKR) - F.C. SPARTAK MOSCOW (RUS) 3-2 (0-2)
Referee: Gerd Grabher (AUT)
Assistans: Egon Bereuter, Josef Ziegler (AUT)
Goals: 0-1 Vitaly Kosovsky 12 (out); 0-2 Andrey Tihonov 38; 1-2 Viktor Leonenko 48; 2-2 Viktor Leonenko 76; 3-2 Sergey Rebrov 86.
F.C. DINAMO (coach: Jozhef Sabo):
Aleksandr Shovkovsky, Oleg Luzhny, Vladislav Vashuk, Sergey Shmatovalenko (Andrey Homin 65), Sergey Kovalets, Sergey Lezhentsev, Dmitry Mihaylenko, Aleksandr Prizetko, Vitaly Kosovsky, Viktor Leonenko, Sergey Skachenko (Sergey Rebrov 54).
F.C. SPARTAK (coach: Oleg Romantsev):
Dmitry Tyapuskin, Ramiz Mamedov, Vladislav Ternavsky, Ilya Tsymbalar, Rashid Rahimov, Sergey Chudin, Oleg Naduda, Dmitry Alenichev (Muhsin Muhamadiev 59), Andrey Pyatnitsky, Nikolay Pisarev, Andrey Tihonov (Sergey Rodionov 43).
X-PENALTY: 26 - Dmitry Mihaylenko (F.C. DINAMO).
Y-CARDS: 87 - Aleksandr Prizetko, 90+1 - Andrey Homin (F.C. DINAMO); 55 - Oleg Naduda, 75 - Muhsin Muhamadiev (F.C. SPARTAK).
12 - получив пас от Тихонова, Надуда обыграл Лужного и навесил мяч в центр штрафной, где Писарев в борьбе с Шматоваленко и Леженцевым головой послал мяч под перекладину.
25 - Рахимов сбил Косовского в штрафной, но Михайленко не реализовал пенальти.
38 - Пятницкий вывел Писарева один на один с вратарем, тот чуть отпустил мяч и набегавший Тихонов точно пробил в угол.
48 - получив мяч от Михайленко в 25 метрах от ворот, Леоненко обыграл Мамедова и точно пробил в угол.
76 - Косовский вывел в прорыв Леоненко, тот рывком ушел от защитников, вышел один на один с вратарем и мастерски подсек мяч через вратаря.
86 - Ковалец слева обыграл защитника и навесил мяч на дальний угол вратарской, где Ребров в падении забил 200-й мяч киевского "Динамо" в Европейских кубковых турнирах.
Статистика матча: удары - 24 (8+16): 10 (6+4), удары в створ ворот - 9 (4+5): 4 (2+2), угловые - 5 (5+0): 6 (3+3), "вне игры" - 0: 1 (1+0), фолы - 20 (9+11): 25 (12+13).
Футболисты киевского "Динамо" за победу над московским "Спартаком" получили премии по 20000 долларов США каждый.
***
Недели две назад в редакцию на мое имя пришло письмо из Тульской области. Его автор, молодой болельщик киевского "Динамо", обидевшийся на ряд нелестных замечаний, которые я допустил в рассказе о матче "Динамо" - "Силькеборг" в адрес его любимой команды, написал в конце короткого, но страстного послания: "Вот увидите, 14 сентября Республиканский стадион станет для "Спартака" вторым "Ноу кампом!".
Не знаю, такой ли счет (2:3) держал в уме мой оппонент, или его душа жаждала разгрома российского клуба, но не могу не признать, что в итоге он оказался прав, и те несколько общих черт, связавших отчетный матч с мартовской игрой в столице Каталонии - не просто совпадение. Что это за общие черты? Их можно насчитать три: во-первых, обстановка на трибунах, во-вторых, практически полное отсутствие у "Спартака" своей игры, и, в-третьих, позор, которым покрыл себя наш чемпион, нередко в минуты более удачные причисляемый многими чуть ли не к суперклубам.
Да, как и в марте, "Спартаку" пришлось играть перед без малого сотней тысяч зрителей, яростно поддерживавших хозяев поля, - уж от одного этого у вчерашних дублеров, каковых в команде немало, могла кругом пойти голова. Как и в марте, "Спартак" на протяжении всего матча играл по сценарию хозяев, забивая голы (тогда - один, сейчас - два) не за счет собственных заслуг, а за счет ошибок соперников. И, наконец, как и в марте, у москвичей были все основания испытывать чувство стыда по окончании матча. Тогда - за самое крупное поражение в своей истории, сейчас - за самое обидное. Воистину, что может быть обиднее? Встретиться с самым принципиальным соперником по чемпионату СССР спустя три года после последнего матча, добиться ощутимого преимущества и за какие-то сорок пять минут все отдать...
Вам по-прежнему режет слух слово "позор", употребленное мною выше? (Признаюсь, оно и мне поначалу показалось резковатым, и я даже потратил несколько минут на поиски подходящего синонима, но в конце концов решил оставить как есть). Итак, обратимся к игре, которая началась под бешеный рев трибун, собравших девяносто с половиной тысяч зрителей. Расстановка зрительских сил была не в пользу гостей: небольшая кучка спартаковских поклонников, окруженная плотным кольцом милиции, буквально потонула в "жовто-блакитном" море. Не вселяли оптимизма и составы команд: киевляне усилили свои ряды излечившимися от травм Лужным, Шматоваленко и Леоненко.
"Спартак", напротив, был ослаблен отсутствием Никифорова и Онопко, отбывавших наказание за перебор желтых карточек в прошлом цикле Лиги чемпионов. Вместо дисквалифицированных игроков в центре обороны москвичей появились Рахимов и Чудин. Произошла замена и в нападении, где место Мухамадиева в стартовом составе занял Тихонов. Насколько существенными окажутся эти изменения в составе "Спартака", еще предстояло разобраться, но едва началась игра, этот вопрос отошел на второй план, поскольку главное внимание привлекла игра другой команды. Киевляне столь рьяно ринулись вперед, что оставалось только гадать: когда же будет забит первый гол? Он был забит довольно быстро, но не в те ворота, в которые ожидалось: во время одной из редких контратак гостей Надуда совершил рейд по левому флангу, освободился от защитника и сделал хороший навес в штрафную площадь, где находившийся в окружении соперников Писарев непонятно каким образом сумел переправить мяч головой в сетку.
Стадион, естественно, притих, но в панику никто не вдавался, ибо игра (а после гола атаки хозяев возобновились с прежней агрессивностью) явно указывала на то, что один мяч может быть отыгран без труда, причем в ближайшее время. Ведомые вперед неутомимым Леоненко (он провел просто фантастический матч, но речь об этом еще впереди), киевляне все чаще создавали угрозы воротам, которые защищал голкипер сборной Украины Тяпушкин. А в середине первого тайма хозяевам был предоставлен самый что ни на есть реальный шанс сравнять счет: за снос Скаченко был назначен пенальти. Михайленко, которого до той поры и видно не было, получил возможность вписать свое имя в историю, однако не сумел переиграть Тяпушкина, отбившего мяч в правом от себя углу ворот.
Правда, вскоре Тяпушкин совершил грубую ошибку, отбив сильно пущенный Леженцевым мяч прямо перед собой. Первым на добивание успел Леоненко, сумевший перебросить мяч через лежащего голкипера. К счастью для спартаковцев, мяч прошел и выше перекладины. И вот тут-то случилась вторая неожиданность. Впрочем, слишком уж неожиданным второй гол гостей не назовешь. Футболисты "Динамо" совершили одну за другой две грубые ошибки, склонность к которым, кстати, была отмечена мною в репортаже о матче с "Силькеборгом" (этого даже мой оппонент из Тульской области не сможет не признать).
Сперва был небрежно выполнен искусственный офсайд, а затем неопытный вратарь Шовковский (можно только позавидовать хладнокровию тренера киевлян Йожефа Сабо, полагающегося в столь серьезных матчах на 19-летнего паренька) помчался вперед сломя голову, что привело к катастрофе: два спартаковца оказались перед пустыми воротами, и Тихонов без труда закатил мяч в сетку. На перерыв команды ушли при счете 2:0, и, памятуя о пресловутом матче с "Силькеборгом", я грешным делом решил, что борьба закончена. После той игры (напомню, что киевляне в первом тайме просто задавили датчан, а во втором выдохлись и еле-еле додержались до конца) мне представлялся логичным следующий ход событий в матче "Динамо" - "Спартак": в первой половине хозяева забивают два-три безответных мяча, а после перерыва гости отыгрывают их в двукратном размере. Но поди ж ты, все вышло наоборот.
Как выяснилось, три недели, разделившие эти матчи, киевляне использовали с пользой, поднабрав сил. Их теперь хватило на все девяносто минут, и это как раз и решило исход встречи. И, самое главное, хватило сил у Леоненко. Да, эту игру динамовцам сделал Леоненко. В перерыве он, видимо, осмыслил все события первого тайма и пришел к выводу, что играть надо самому, не надеясь на партнеров. Они ведь немало начатых им хороших комбинаций испортили (сколько раз давал он тонкие и острые пасы товарищам по команде, должным образом не умеющим их использовать). Уже через три минуты после возобновления игры Виктор сократил разрыв в счете. Сам прошел с мячом, обыграл одного защитника, второго, вышел на ударную позицию и послал мяч низом точно в угол. Потом решил дать еще один шанс партнерам, выведя прекрасным пасом один на один с вратарем Косовского, но тот не нашел ничего лучшего, как ударить точно в Тяпушкина.
Нет уж, подумалось, если не Леоненко, то и никто другой не сумеет забить. Того же мнения, очевидно, придерживался и сам Виктор, снова переместившийся как можно ближе к воротам "Спартака". Прошло еще минут двадцать, прежде чем кто-то из партнеров сподобился на хороший пас, и тут уж Леоненко, выведенный на ударную позицию диагональным пасом справа, не оплошал. Находясь примерно в той же позиции, что и Косовский, он все-таки нашел возможность послать мяч мимо вратаря. Третий гол - вот что удивительно! - был забит без его участия: снова диагональный пас (на сей раз его выполнил Ковалец), снова спартаковские защитники не у дел, и Ребров, вышедший на замену вместо Скаченко, подставляет ногу. В итоге - историческая победа киевского "Динамо" над московским "Спартаком".
Последнее слово в предыдущей фразе заставляет вспомнить, что на поле в тот вечер были две команды. Правда, если одна играла, то другая делала лишь то, что позволяет соперник: дают - забиваем, забивают - пропускаем. Нет, никоим образом не хочу сказать, что "Спартак" и не помышлял о созидательной игре. Были острые моменты и у москвичей - опасно били Пятницкий, Цымбаларь, но все это возникало как-то спонтанно, нелогично. Мяч ни впереди, ни в середине поля у спартаковцев не держался, и даже две замены не смогли исправить это положение: Мухамадиев ничем не помог атаке, Родионов - полузащите. На послематчевой пресс-конференции Федора Черенкова, а именно он представлял тренерский штаб "Спартака", спросили: почему, когда потребовалось заменить Аленичева на правом краю полузащиты, выбор тренеров пал на Родионова, а не на Кечинова, которого часто называют, в том числе и сами спартаковские тренеры, восходящей звездой? Черенков ответил, что Кечинова сочли слишком неопытным для того, чтобы выходить в такую игру в такой момент. Родионов, посчитали, надежнее. Конечно, в плане опыта Родионов выше Кечинова не на одну голову. Но ведь опыт, как известно, в большинстве случаев синоним возрасту. Не слишком ли опытен (читай: "стар") оказался Родионов для этой игры, когда "Спартак" испытывал огромное давление со стороны молодой, мощной, быстрой команды? Наверное, слишком.
Оттого и ошибался не раз и не два на отведенном ему участке поля. Впрочем, трудно найти среди спартаковцев того, кто не ошибался в тот вечер. И речь, разумеется, не только о футболистах. Не был ли, скажем, тренерской ошибкой отказ от персональной опеки Леоненко? Поначалу казалось, что за ним будет присматривать штатный персональщик Тернавский, но затем "гроза Ромарио" (чем больше проходит времени, тем смешнее выглядят былые восторги по этому поводу, не правда ли?) бросил самого опасного соперника то ли по собственной инициативе, то ли по подсказке тренера. А не допускаем ли ошибку мы, превознося "Спартак" там, где он этого не заслуживает? Не слишком ли часто говорим о тренерском гении Олега Романцева, который создал, сохранил, поднял?.. Иной читатель может воскликнуть: "А не перегибаете ли вы, уважаемый, палку? Не многовато ли глобальных выводов на основании одной игры? Тем более что проводить ее команда была вынуждена в ослабленном составе. Да и вообще "Спартак" только что лишился группы ведущих игроков. А если бы были Ледяхов, Карпин, Бесчастных?". Это все, что называется, разговоры в пользу бедных. Любой может приводить подобные аргументы, вспоминая некогда покинувших команду игроков. Ведь и киевляне могут пожалеть, что нет в их составе Михайличенко, Заварова, Протасова или О. Кузнецова. Что же до данной конкретной игры, то ее результат действительно не настолько уж трагичен: проиграть в гостях один мяч не страшно. Но вся штука в том, что глобальные выводы мы делать обязаны хотя бы потому, что "Спартаком" руководит теперь уже не просто тренер, а тренер сборной.
И тут уж, извините, спрос иной. А посему копнем глубже. Да "Спартак" - наш, по существу, единственный более или менее классный клуб, чей уровень может быть сравним с европейским. Да, он в недавнем прошлом обыгрывал грандов: "Реал", "Наполи", "Ливерпуль", "Фейеноорд". Да, он дошел до полуфинала Кубка чемпионов и Кубка кубков, два года подряд добивается права участвовать в Лиге чемпионов. Все это прекрасно, но за победами не стоит прятать поражения. А ведь за те же несколько лет, на которые приходятся вышеперечисленные успехи, "Спартак" умудрился проиграть всем, кому только можно. Среди его обидчиков есть и признанные фавориты - "Марсель", "Барселона", "Монако", но есть и куда более скромные команды - АЕК, "Антверпен", теперь "Динамо". Из шести только что названных клубов только АЕК не сумел забить трех мячей в ворота "Спартака". А, между прочим, Романцев уже успел сообщить, что поиски оптимального состава защитников он уже закончил, решив остановиться на спартаковском варианте.
Та ли это оборона, которая нужна сборной? Конечно, на поле в Киеве не было Онопко и Никифорова. Но они играли против "Барселоны" и "Монако", "Торпедо", и сборной Германии. Было лучше? Позволю себе еще одно сравнение. Оно не бог весть как оригинально, более того, думаю, каждому болельщику пришло на ум во время матча сравнить эту игру с последним выступлением "Спартака" во внутреннем чемпионате.
Как известно, 10 сентября "Спартак" в матче с "Торпедо", легко выиграв первый тайм - 2:0, позволил затем соперникам сравнять счет. Никоим образом не хочу упрекнуть эти две команды в нечистоплотности и намекнуть на то, что матч был из разряда договорных. Поведение игроков на поле и тренеров на скамейках указывало на обратное. Но от этого не легче. Как может позволять себе наш чемпион столь безропотно дарить очко команде, находящейся в нижней части таблицы? Как можно позволить сопернику отыграть два мяча (трудно припомнить, когда такое случалось в последний раз со "Спартаком" в нашем чемпионате), в особенности после подавляющего преимущества в первом тайме? Сразу же по окончании воскресного матча напрашивалось очевидное объяснение: мол, держали в уме предстоящую игру. Теперь, выходит, репетировали? Что ж, репетиция удалась. Мне очень хотелось задать Романцеву вопрос на эту тему.
Не удалось, ибо, как вы уже знаете, на пресс-конференцию он послал Черенкова. Уже не в первый раз избегает тренер "Спартака" необходимости беседовать с прессой после неудачно сложившихся матчей. Помнится, после домашней игры с "Галатасараем" отдувался Тарханов.
Зря вы так, Олег Иванович, на пресс-конференции все-таки надо ходить. И отвечать на вопросы, которые порождает игра. А их, увы, немало, ох, как немало...
Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.
Комментарии