Почему ЦСКА так крут в этой Лиге чемпионов

Почему ЦСКА так крут в этой Лиге чемпионов


После пяти туров у ЦСКА 9 очков – это уже больше, чем за весь групповой этап 2011 года, когда команда последний раз вышла в плей-офф, и больше, чем за две последние Лиги чемпионов вместе взятые (4+3). Короче, это уже успех, независимо от того, как все сложится в шестом туре, и важно понять, откуда что берется.

С одной стороны, у ЦСКА самая легкая группа с того же 2011-го, когда попались «Интер», «Трабзон» и «Лилль», хотя легкость-то относительная – «Базель» и «Бенфика» (даже без Эдерсона, Семеду, Линделефа и Митроглу, проданных летом) точно не хуже «Виктории» и ПСВ, которым ЦСКА проигрывал решающие матчи в прошлые годы. Но еще важнее, что и сам-то ЦСКА входил в эту Лигу чемпионов самым слабым составом за последние годы, он выглядел даже более слабым, чем прошлой осенью, потому что нет уже ни Тошича (два ассиста в прошлой ЛЧ), ни Еременко (первый гол в групповом турнире), ни даже Траоре с Ионовым (а эти двое, вы не поверите, поучаствовали в трех из пяти голов ЦСКА в прошлой ЛЧ). Но в том-то и дело, что казавшийся слабым состав ЦСКА становится сильнее буквально на наших глазах.

Кучаев и Жамалетдинов, сыгравшие в прошлом сезоне РФПЛ 83 минуты на двоих, забили два из трех первых голов ЦСКА в групповом раунде. Причем мяч Жамалетдинова стал победным и задал оптимистичный тон новому ЛЧ-сезону, а Кучаев после гола «МЮ» вышел в стартовом составе в Базеле и стал соучастником обеих голевых атак. Обоих Гончаренко с весны плавно подводил к основе и к осени довел до нужной кондиции: той, при которой парни, год назад не попадавшие даже в заявку, не теряются и приносят пользу в Лиге чемпионов. Да, оба пока только вспомогательный материал, но – если бы в августе, после выхода в групповой раунд ЦСКА засуетился, пошел методом «раз приехали за Луаном, увезем хотя бы Педро Рошу» и взял абы кого (у клуба было 8-9 миллионов на трансферы, но не нашлось сильного игрока на такие деньги), то этому потенциальному новичку потребовалось бы время на адаптацию, которую своя молодежь уже прошла, и я не уверен, что этот новичок принес бы осенью больше пользы, чем Кучаев с Жамалетдиновым (не принес же ее Витиньо осенью-2013).

При этом несправедливо говорить, что Гончаренко доверяет дублерам больше, чем Слуцкий. Важен контекст: при Слуцком дублеры конкурировали с Думбия, Вагнером, Мусой, Эльмом, Хондой и Еременко, поэтому выжили только топ-таланты – Головин и Дзагоев (на момент прихода Слуцкого ему было 19), а остальные, Базелюк, Ефремов, Федотов, Нетфуллин, получив порцию шансов, опустились в клубы попроще – и своей дальнейшей карьерой пока не доказали, что годятся для топ-клуба. Факт: Гончаренко доверяет дублерам от безысходности, но то, как мастерски он это делает, стало слагаемым как минимум двух побед – в Лиссабоне и Базеле.



Головин резко прибавил именно при Гончаренко. За два года Слуцкий развил его от дублера до игрока основы и свозил на Евро, но при этом всего 15 месяцев назад Черчесов даже не вызывал Головина в сборную. Еще прошлой осенью Головин действовал скованно, побаивался ошибок и, как казалось, не решался брать игру на себя, но в 2017-м, в схеме Гончаренко 3-5-2 он получил больше свободы (по изначальному замыслу Головин и Дзагоев были центральными атакующими полузащитниками и располагались над Вернблумом) и уже весной стал лидером ЦСКА, а вскоре и основным игроком сборной. Он смело берет на себя инициативу, здорово развивает атаки и талантливо ассистирует. Головин – самое важное внутреннее усиление по сравнению с прошлогодней Лигой чемпионов.

Но есть и другие. Натхо, проваливший старт сезона-15/16 и надолго выпавший потом из стартового состава, при Гончаренко играет примерно ту же роль, что и Пирло в «Ювентусе» Конте, глубинного плеймейкера в расстановке с тремя центральными защитниками, и получается недурно: именно его пасы привели к голам Дзагоева «Базелю» и Щенникова «Бенфике».

Тот же Щенников по-прежнему сильно отстает от Фернандеса в умении развивать/обострять атаки, но забил в этом сезоне больше, чем Марио – за всю карьеру. А все потому, что, сделав из Георгия латераля, Гончаренко расконсервировал умения, о которых мало кто догадывался: пятнадцать лет назад Щенников играл нападающего и был лучшим бомбардиром ЦСКА в своем возрасте. Вчера Щенников забил победный мяч «Бенфике», а до этого – «Янг Бойз» в решающем матче квалификации.


Победу же над «Базелем» обеспечил выход на замену Дзагоева, который в последние годы при Слуцком играл слишком уж глубоко, одного из двух опорников, а в этом сезоне действует примерно в той же роли, что и при Газзаеве – форварда или атакующего полузащитника, что тоже нарастило мощь команды.

Переходом на схему с тремя центральными защитниками Гончаренко решил сразу несколько оборонительных проблем. Во-первых, так оказалось легче ввести в основу Васина (на седьмой год после трансфера – пора бы уже): он, с одной стороны, регулярно играет, с другой – всегда под присмотром старших. Во-вторых, получается плавно ротировать и экономить силы Игнашевича и Березуцких; к тому же при схеме с тремя защитниками поменьше проявляются их возрастные проблемы. Ну, и в-третьих, эта расстановка существенно осложнила путь к воротам Акинфеева: пять из девяти матчей Лиги чемпионов ЦСКА отыграл на ноль.


Да, ЦСКА стал сильнее благодаря своим же проблемам, и тому, как Гончаренко их решает, но и сам тренер на наших глазах развивается от матча к матчу, а иногда (как в Базеле) и от тайма к тайму. Он постоянно ищет, постоянно пробует новые варианты: только в этом сезоне выпускал в нападении 6 человек, в стартовом составе – 6 вчерашних дублеров, а Вернблума использовал на трех позициях – опорника, атакующего полузащитника и форварда. После поражения от «МЮ» Гончаренко сменил схему 3-5-2 на 4-2-3-1, но после нулевой ничьей с «Уфой» отказался и от нее, а после поражения от «Базеля» выбрал 3-4-2-1, и добыл с ней две победы в Лиге чемпионов.

Для ЦСКА 2017-й – начало перестройки, при этом команда финишировала в зоне ЛЧ, держится там сейчас и впервые за шесть лет вышла в евровесну. В следующем сезоне перестройка наберет обороты, потому что клуб, возможно, покинут Вернблум, Головин и кто-то из защитников, но есть подозрение, что и тогда Виктор Гончаренко что-нибудь придумает.

Автор: Денис Романцов



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.