F.C. SPARTAK MOSCOW (USSR) - REAL MADRID C.F. (ESP) 0-0
Referee: Josef Bucek (AUT)
Assistans: Franz Bergendorcer, Herbert Gerd (AUT)
F.C. SPARTAK (coach: Konstantin Beskov):
Rinat Dasaev, Gocha Machaidze, Aleksandr Mirzoyan, Viktor Samochin (Gennadi Morozov 46), Oleg Romantsev, Sergey Shavlo, Sergey Shvetsov, Manuchar Machaidze, Yuri Gavrilov, Fedor Cherenkov, Evgeny Sidorov (Sergey Krestenenko 73).
REAL C.F. (coach: Vujadin Boškov):
Mariano GARCÍA REMÓN, Rafael GARCÍA CORTÉS, Andrés SABIDO Martín, Ulrich "Uli" Stielike, Francisco GARCÍA HERNÁNDEZ (Vicente DEL BOSQUE González 85), José Antonio CAMACHO Alfaro, Ricardo GALLEGO Redondo, ÁNGEL De los Santos Cano, Juan Gómez González JUANITO, Carlos Alonso González SANTILLANA, Francisco PINEDA García.
***
«ОТЛИЧНО» - ТОЛЬКО ВРАТАРЮ
Во вторник, с интервалом в два часа, будущие соперники провели последние тренировки на центральном поле динамовского стадиона. Примерно равные по продолжительности и направленности, она не могли, естественно, дать исчерпывающую информацию о готовности команд к предстоящему поединку. Но на два обстоятельства все же можно было обратить внимание. Спартаковцы тренировались (пусть они простят меня) угрюмо-сосредоточенные, двигались мало, в невысоком темпе, словно боясь расплескать и без того небольшой запас сил, бережно накапливаемый к предстоящей игре. Испанцы же занимались темпераментно, азартно, демонстрируя хорошую скорость, мягкую работу с мячом, не щадили ни энергию мышц, ни голосовые связки. Она были шумливы, чуточку театральны, но всем своим видом как бы говорили; смотрите, как мы заряжены на игру, как рвемся в бой. Думаю, это были не уловки, имеющие целью завуалировать истинное положение дел и ввести соперников в заблуждение.
Что оставалось спартаковцам в создавшейся ситуации? Наверное, решиться на шаг, которого менее всего от них ждут: вместо экономного распределения сил на 90 минут (так ничего не добьешься), подавить соперника активностью, непременно добиться перевеса в самом же начале матча. Если к такому выводу пришел журналист, то опытнейший Вуядин Бошков, возглавляющий «Реал», наверное, не преминул соответственно проинструктировать своих игроков.
Все так и получилось. Сил для активных действий, для создания и удержания инициативы у спартаковцев хватило на четверть регламента - на первую половину первого тайма. В эти минуты «Спартак» выглядел как истинный хозяин поля, он был и хозяином положения. Уже на 2-й минуте после прохода по правому флангу защитника Г Мачаидзе и передачи в центр Швецов сильно пробил по воротам, но в цель не попал. Кстати, именно эти два игрока были, пожалуй, наиболее приметны среди спартаковцев. Через несколько минут Г. Мачаидзе повторил свой рейд, но нашел уже иную концовку - обыграв защитника, ворвался в центр и сам пробил в нижний угол. Швецов же, выдвинутый поближе к воротам, Чаще других им угрожал. На 18-й минуте он умело пробил штрафной мимо «стенки», но вратарь мадридцев верно выбрал позицию. Вообще Гарсия Ремону хлопот в эти минуты хватало. Однако, справедливости ради, надо заметить, что работы было много, но она была нетрудна.
Подобно весеннему снегу, который, убывая, все сильнее обнажает неровности поверхности, под ним укрытие, изъяны в игре спартаковцев проступали все ярче, в обратной пропорции к запасу сил. Наступательный порыв хозяев поля угасал буквально на глазах, таял, как снег, мяч все реже задерживался у них. «Реал» медленно, но верно забирал в свои руки бразды правления. Не добившись успеха сами и, вероятно, не очень уже на него надеясь, спартаковцы решили переориентироваться на выполнение программы-минимум - сдержать «Реал», не дать ему разыграться, отстоять собственные ворота. Опытные мастера испанского чемпиона, не форсировавшие до этого событий и ждавшие своего часа (убежденные, что он безусловно настанет), принялись методично расширять и разнообразить диапазон своих действий. Штилике, стержневой игрок обороны, ограничивавшийся до этого ролью аккуратного и бдительного «чистильщика», стал безупречными передачами раз за разом бросать партнеров вперед. Чаще всего его пасы находили Хуанито - столь же элегантного с мячом, сколь и неутомимого, именно этот игрок, полезно действовавший в дебюте матча, к огда «Реал» вынужден был сдерживать спартаковцев, более других засверкал, когда пришла пора возглавить атаки команды. На всем, что он делал, - а занят он был в игре чаще любою из партнеров, - лежала печать высокого мастерства. Пас и обводка, финты и удары выполнялись легко, без усилий, а впечатление оставалось, будто двигается он с ленцой, неожиданно взрываясь, лишь когда того требовала обстановка. «Реал» все усиливал натиск, а результата добиться не мог.
И главной преградой на пути гостей оказался вратарь «Спартака» Ренат Дасаев. ...Во вторник утром при первой встрече с испанскими коллегами мы обменялись ориентировочными составами команд. Когда черед диктовать дошел до меня и я начал с Прудникова, гости переглянулись, странно, посмотрели на меня, улыбнулись, а один из них спросил: «Это тот, что пропустил пять мячей от тбилисского «Динамо»?». Мои доводы (тяжелая операция, перенесенная Дасаевым, после которой он успел лишь два раза потренироваться), кажется, их не убедили. На следующий день место в воротах «Спартака» все-таки занял Дасаев. Проявив мужество, он уговорил и врача, и тренеров. Что и говорить, риск, конечно, был. Сейчас, когда сомнения и опасения позади, когда вратарь с честью вышел из многих боевых столкновений, можно смело сказать, что именно ему «Спартак» обязан трудной нулевой ничьей. По меньшей мере трижды Дасаев выручал команду от верных, нет, от вернейших голов. Даже много позже, когда появилась возможность спокойно анализировать, снова и снова просматривая видеопленку, нельзя было не поражаться, как он успел среагировать на коварный удар Сабидо, - замыкая прострельную передачу справа, тот, наверное, ые сомневался, что наносит удар головой в незащищенный угол ворот.
Потом еще дважды Сантильяна сказывался один на один с Дасаевым и оба раза вскидывал руки от огорчения - перехитрить, переиграть спартаковского вратаря ему так и не удалось... Большой процент технических ошибок мешал «Спартаку» наладить стройную контригру. А по мере того как шло время и накапливалась усталость, игра все более теряла привлекательность. Повинен в этом оказался и «Реал», который не очень настойчив был в атаке. Но действиям гостей можно найти объяснение - в ответном матче на родном стадионе они постараются завершить спор в свою пользу. Уходя со стадиона, я думал о том, что стоит ли вновь и вновь искать объяснение и оправдание неудачной игре нашего экс-чемпиона в необычности сроков, в невозможности демонстрировать ранней весной зрелый футбол. Но превосходная игра в этот же вечер динамовцев Тбилиси в Лондоне убедила: ссылка на зиму - лишь отговорки. При серьезной постановке дела, при разумном планировании хорошо играть можно и в начале марта. Трудно, но можно.
Г. АКОПОВ.
«Футбол-Хоккей» №10, 8 марта 1981 года
Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.