F.C. DINAMO KIEV (USSR) - MALMÖ F.F. (SWE) 0-0
Referee: André Daina (SUI)
F.C. DINAMO (coach: Valery Lobanovsky):
Viktor Jurkovsky, Vladimir Lozinsky, Anatoly Konkov, Mihail Fomenko, Sergey Baltacha, Leonid Buryak (Viktor Kolotov 59), Vladimir Bessonov, Aleksandr Berejnoy, Vladimir Veremeev, Vladimir Onishenko (Aleksandr Hapsalis 46), Oleg Blochin.
MALMÖ F.F. (coach: Robert Douglas Houghton):
Jan Möller, Roland Andersson, Bo Larsson, Roy Andersson, Ingemar Erlandsson, Magnus Andersson, Jan-Olov Kinnvall, Staffan Tapper, Anders “Puskas” Ljungberg, Mats “Balja” Arvidsson (Tommy Hansson 76), Tore “Jokern” Cervin.
***
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
ДО ИГРЫ
Шведы прилетели в Харьков в ночь с понедельника на вторник, провели, как и положено, за сутки до матча тренировку в условиях, приближённых к игровым. Команда осталась довольна приёмом, состоянием поля и освещением стадиона.
Динамовцы, которых реконструкция двух киевских стадионов заставляет путешествовать в поисках «своего поля» по другим городам, как и перед игрой с финнами, разместились на базе харьковского «Металлиста», к слову сказать, досрочно обеспечившего себе титул чемпиона Украины в зоне второй лиги.
Соперники друг о друге представление имели. Шведский клуб при содействии Федерации футбола Финляндии ознакомился с видеозаписью первого матча киевлян с «Хака», а на один из матчей чемпионата Швеции выезжал тренер «Динамо» Лобановский.
Перед приездом в Харьков шведы проиграли на своём поле матч первенства одному из аутсайдеров лиги – «Эребру» (0:2), и Боб Хаутон, тренер «Мальме», назвал эту встречу «последним контролем» перед игрой в СССР.
«Последним контролем» динамовцев Киева был серьёзнейший матч чемпионата страны в Москве со «Спартаком» за три дня до харьковской игры.
ИГРА
Она началась так, как ей и следовало начаться: атаками хозяев поля. С седьмой по двадцать третью минуты киевляне создали семь голевых ситуаций.
Шведы построили оборону двумя зональными эшелонами. При защитных действиях расстояние между задним центральным защитником и одним из форвардов не превышало сорока метров, и «разорвать» эту весьма мобильную, жёсткую и дисциплинированную систему было сложно. Гости, как потом признался Хаутон, больше всего опасались фланговых проходов киевлян с последующими нацеленными передачами. Но они либо не учли того, что у них получилась слабость в центре обороны, где вместо дисквалифицированного УЕФА из-за двух предупреждений на одну игру Кристенссона выступал Бу Ларссон (в последнее время – едва ли не главный бомбардир команды, больше же он известен как организатор игры), либо не предполагали, что из-за спин Онищенко и Блохина будут поочередно врываться в линию атаки Бережной, Бессонов, Веремеев.
Киевляне «дыру» в центре нащупали быстро (она, правда, иногда закрывалась при помощи искусственно создаваемого положения «вне игры)», игроки «Мальме» – мастаки этого приёма, регулярно отрабатывают его на тренировках и не стесняются применять даже на чужом поле, о чём свидетельствуют отчёты о матче в Монако) и через неё-то и создали моменты, о которых говорилось выше.
Созданный момент – не гол, в протокол он не записывается, и поэтому приходилось только удивляться, как Онищенко, Бессонов, Блохин, снова Онищенко, Бережной, Буряк, ещё раз Онищенко не использовали ситуаций, во время которых казалось, что мячу некуда деваться, кроме как попасть в ворота.
Меллер, вратарь шведов, был поразительно точен, но его в большинстве случаев атаковали прямолинейно, позволяя голкиперу использовать свой главный козырь – рост (194 см).
Харьковские зрители, которым посчастливилось попасть на трибуны (число заявок значительно превышало возможности стадиона) так и не увидели гола, который бы результатом подтвердил верность избранного на игру плана. В том, что он был верным, с учётом своих возможностей на конкретный момент и с учётом возможностей соперников, сомневаться не приходится, ибо шведы за весь матч так и не потревожили ни разу Юрковского. Не потревожили даже во второй половине встречи, когда игра была выровнена.
Сказанное ни в коей мере не является попыткой каким-то образом сгладить индивидуальные ошибки некоторых футболистов в заключительной стадии атаки (в ряде ситуаций им, думается, просто не хватило ответственности за «порученное дело» – забить гол), а также попыткой умалить силу и достоинство шведской команды.
«Мальме» мы увидели хорошо организованной, физически крепкой командой, знающей свою цель и следующей своим замыслам «от» и «до». Шведский клуб оставался верным себе на протяжении всей игры, несмотря на обилие голевых моментов у своих ворот. Я бы отметил мужество, жёсткость, стремление атаковать овладевшего мячом соперника чаще всего вдвоём – всё это явилось фоном выполнения шведами своей задачи. Это – признак силы команды.
ПОСЛЕ ИГРЫ
Естественно, гости своей радости не скрывали (равно как и хозяева – огорчения). У меня был долгий разговор с Хаутоном после игры, во время которого он несколько раз повторил, что «совершенно не ожидал такого результата, хотя глубоко внутри себя надеялся на это», добавляя, что после окончания первого тайма уже был готов к 0:0, потому что «у ваших футболистов очень много сил ушло на первые двадцать пять минут, а нам удалось выстоять; если бы не удалось хоть в одном из моментов, мы могли бы «рассыпаться».
Главное же, что сказал рассудительный 32-летний английский тренер шведской команды, – «равенство шансов сторон на выход в четвертьфинал перед ответным матчем». Думается, с этим нельзя не согласиться. Сыгран один матч из двух – первый тайм.
Александр ГОРБУНОВ
«Футбол-Хоккей» №43, 22 октября 1978 года
Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.