F.C. DINAMO KIEV (USSR) - F.C. BAYERN MÜNCHEN e. V. (GER) 2-0 (0-0)
Referee: Erich Linemayer (AUS)
Assistans: Heinz Fahnler, Siegfried Goriupp (AUS)
Goals: 1-0 Leonid Buryak 83 (pen); 2-0 Petr Slobodyan 87.
F.C. DINAMO (coach: Valery Lobanovsky):
Evgeny Rudakov, Vladimir Troshkin, Mihail Fomenko, Stefan Reshko, Viktor Matvienko, Vladimir Muntyan (Petr Slobodyan 64), Leonid Buryak, Anatoly Konkov, Aleksandr Berejnoy, Vladimir Onishenko, Oleg Blochin.
F.C. BAYERN (coach: Dettmar Cramer):
Joseph “Sepp” Maier, Peter Gruber, Franz Beckenbauer, Georg Schwarzenbeck, Björn Andersson, Jupp Kapellmann, Franz Roth, Conny Torstensson, Karl-Heinz Rummenigge (Eduard Kirschner 90), Rainer Künkel (Erhan Önal 79), Uli Hoeneß.
X-PENALTY: 39 - Oleg Blochin (F.C. DINAMO).
Y-CARD: 39 - Peter Gruber (F.C. BAYERN).
***
ПРОРЫВ В ПОЛУФИНАЛ.
Многое в истории нашегo клубного футбола с пометкой «впервые» принадлежит динамовцам Киева. И вот ещё одно «впервые»: выход в полуфинал Кубка европейских чемпионов. В списках финальных квартетов этого турнира советские клубы прежде никогда не значились. Золотая дорога везения, или опыта, мастерства и умения «Баварии», как охарактеризовал три победы этой команды французский обозреватель Ж. Корню, наконец оборвана. Гость вручил здесь в Киеве «Золотой мяч» лучшего футболиста Европы 1975 года Олегу Блохину. Другую команду возглавлял лучший футболист Европы 1976 года Ф. Беккенбауэр. Но его команда не торжествовала, как три года подряд в этом Кубке. Искать объяснение случившемуся в тех событиях и фактах, что предшествовали матчу, в данном случае не совсем к месту. Те, кто видел матч в Киеве, видели, что всё решалось на поле. Но и у этого матча была своя предыстория.
ДО ИГРЫ
«Бавария» прилетела в Киев во вторник днём и вечером вышла на поле для тренировки. Сопровождали команду 16 обозревателей, 5 фоторепортеров, 4 телекомментатора и около 400 туристов. Тут же, в аэропорту, на короткой пресс-конференции тренер гостей Д. Крамер объяснил последние неудачи клуба в чемпионате страны (5 очков в 7 турах) обилием травм и по этой же причине назвать даже приблизительный состав на матч не пожелал. Но не забыл заметить, что в кубковых турнирах у «Баварии» свой особый опыт, и к ним она подходит иначе.
Но если Крамер не спешил называть игроков, то для прибывших в Киев обозревателей западногерманских газет состав «Баварии» секрета не представлял. Они назвали мне 11 стартовых игроков безошибочно. Причём кандидатура турка Ёнала была ими отвергнута с убедительными пояснениями: этот игрок молодой, быстрый, может быть, способный, но он форвард, а «Баварии» в Киеве будет не до атак.
В нашей команде травмированы Колотов и Веремеев. Первый недавно перенёс операцию, а второго мы уже видели в тренировочной группе резервистов. Он приступил к занятиям, но с возвращением в боевой состав ещё придётся обождать. Старший тренер динамовцев Валерий Лобановский сказал мне, что больше всего тревог у него связано с участием в матче Онищенко, слишком мизерна его игровая практика. «Фактически только в этом и существовали сомнения», - подытожил он.
Так что традиционной предматчевой «игры» с составами, при всей внешней загадочности этой проблемы, на деле не было. Наличие игроков, их боеспособность, их расстановка для ответного четвертьфинала в принципе были ясны обеим сторонам. Добавлю от себя, что по сравнению с матчем в Мюнхене у нас появился только один новый игрок (Онищенко), а у «Баварии» - никого.
Однако небольшие детали, характеризующие предматчевую обстановку, упомянуть следует. Исключительным оказался интерес к матчу. На вечернюю тренировку гостей собралось около 20 тысяч зрителей, Очень много пришлось затратить сил на подготовку поля. И тот необычный, дополнительный орнамент из сотен белых точек, который видели все на экране телевизора, об этом свидетельствовал. Тысячи отверстий пришлось пробурить на поле, чтобы убрать излишнюю влагу. Потом их присыпали песком. Билетов на матч, естественно, не было. Утренний мелкий снег вовремя прекратился, и погода не подвела.
Краткость церемонии вручения Олегу Блохину «Золотого мяча» лишь подчеркнула, что сегодня в Киеве это событие хотя и приятное, но не главное.
ИГРА
Непривычно рано начали гости разминку перед встречей. За 40 минут они появились на поле, а не за четверть часа. Тренер Крамер потом объяснял этот факт желанием как следует разогреть игроков, расшевелить их перед ожидаемым стартовым нажимом хозяев. Пожалуй, этого он добился.
Трёхкратный обладатель Кубка чемпионов, проведя первую атаку, затем в полном составе, согласованно и чётко отхлынул назад. Гости занялись тем, ради чего и приехали в Киев: защитой, сбережением единственного, забитого две недели назад в Мюнхене гола. Грубер приклеился к Блохину, Беккенбауэр предельно ограничил себя самым важным - игрой в подстраховке, Шварценбек оказался своеобразным передним центральным защитником и по совместительству опекуном Буряка. Торстенссон переквалифицировался в крайнего защитника. Рот, Румменигге в средней линии получили поддержку от Каппельмана и Хенесса. Словом, тройной заслон, тотальная оборона, которую и в исполнении европейской средней команды взломать непросто, не говоря уже о «Баварии». Этот клуб такую игру знает до тонкостей и проявляет в аналогичных ситуациях умение организовать страховку не только в глубину, но и по фронту.
Поначалу широкие маневры динамовцев с выходами на фланги гости блокировали групповыми заслонами из двух-трех человек. Лучшим опровержением подобной тактики служит, как известно, «быстрый» гол. Но он так и не приходил. А мог бы быть уже на второй минуте, когда Блохин обогнал передачу Мунтяна. И на седьмой минуте, когда Буряк перехитрил Беккенбауэра, хитро проскочил штрафную площадку да и пробил неплохо. Помешал Майер. И уж совсем верный гол, спустя девять минут, не забил Блохин. Он решил перебросить мяч через Майера, а тот сумел до мяча дотянуться.
Что же происходило? Везение для одних и невезение для других? Нет, не только. На поле не было посторонних. Борьба за мяч шла в каждой точке. Пожалуй, стоит удивиться тому, что динамовцы часто и опасно добирались до Майера. Обилие голевых ситуаций не возникало само по себе. Меняя направление атак, постоянно обостряя и ускоряя движение, Блохин, Онищенко, Бережной, Буряк, Трошкин расшатывали прочно сколоченный защитный редут гостей.
Поначалу мало был приметен Коньков. Я потом спросил у В. Лобановского не входило ли в план команды до поры до времени держать его в засаде? Нет, оказалось, причины иные. На чужой половине поля поначалу было слишком густо. Надо было расшатать оборону, запутать, сбить соперника с темпа, измотать его. И надо было выполнять тем, кого так плотно держали баварцы. Нo, постепенно появились коридоры. Вот тогда и стал вклиниваться в них быстро и энергично Анатолий Коньков. Вспомним, что именно его рывок, прерванный грубостью и привел в конце концов ко второму поворотному пенальти.
Отметим другое. Постоянный и внушительный игровой перевес объяснялся и тем, как вели динамовцы борьбу за возвращение мяча. Любой из игроков «Баварии», даже овладев мячом, оказывался в цейтноте. У него не было ни времени на раздумье, ни пространства для маневра. Его атаковал ближайший динамовец, а oстальные перекрывали возможные пути направления передачи мяча. Так был реализован еще один пункт плана на игру - свести к минимуму время владения мячом игроков «Баварии».
Время шло, результата не было. Буряк снова пробил чуть левее, Мунтян послал мяч над перекладиной, удары Трошкина и Бережного парировал Майер. И сольный слалом Блохина не привёл к голу. А за пять минут до перерыва его сбили, но и пенальти не был реализован.
Блохин объяснил позднее в раздевалке, что намеревался бить в правый от вратаря угол, не хотел бить в левый, но передумал, и удар у него не получился. И еще он сказал, что, наверное, игроку, которого сбили, не стоит бить пенальти в матчах такого накала. Тем не менее обидный эпизод свое влияние оказал. Гости встряхнулись, сумели переместить игру на несколько минут на половину поля киевлян, и в эти мгновения Торстенссон попал в штангу.
В перерыве в ложе прессы стали припоминать аналогичные по сюжету матчи, когда одна команда создает массу голевых ситуаций и не забивает, а другая реализует одну единственную. «Баварии» этот «закон» был известен досконально. Она и попыталась было им воспользоваться. Однако ничего реального в атаке «Бавария» предложить на этот раз не могла. Беккенбауэр после матча посетовал на отсутствие Мюллера, специалиста в таких эпизодах, и признал, что только, пожалуй, он мог бы выручить команду, ибо все остальные были измотаны до предела. У гостей были всего две ситуации во втором тайме: удар Кюнкеля на 60-й минуте и позднее выход свободно к воротам Румменигге. И здесь Рудаков сделал то, что требовалось. Удар полузащитника гостей он парировал. Этим двум попыткам противостояло полтора десятка острейших голевых ситуаций у ворот Майера. Но гола все не было.
И тут совершил свой рейд Коньков. На финише рывка, как он сам выразился, «я попал под перекрестный огонь Андерссона и Каппельмана».
Буряк бьёт пенальти в левую от Майера сторону. Ещё один рывок Конькова, и снова фол. Затем сбивают Блохина. Штрафной бьёт Буряк, и в итоге - победный гол Слободяна.
Вот уже два года я знаком с этим, несомненно способным форвардом. Знаю его по хорошим играм в составе молодёжной сборной. И сегодня приятно за Петра Слободяна. В биографии любого игрока голы подобной значимости остаются знаменательными и запоминаются навсегда. Потом в раздевалке я поинтересовался, помнит ли Слободян все детали этого гола. «Когда Буряк готовился к подаче, я почувствовал, что меня кто-то придерживает за руку. Вырвался, понял, что надо сманеврировать. Андерссон рванулся за мной назад, но это был ложный шаг. А потом я рванулся на мяч. Вижу, Майер чуть раньше двинулся вперед и руки поднимает. Важно было сыграть на опережение и не бить, а подрезать мяч. Лучше потоньше, чуть коснуться. Получилось».
ПОСЛЕ ИГРЫ
- Думаю, что по накалу и остроте этот матч не уступал некоторым финальным в розыгрыше Кубка чемпионов. С нашей стороны на карту было поставлено всё. Но победили не мы, а команда, предъявившая более веские аргументы. Для профессионального клуба, такого, как «Бавария», экономическая, финансовая сторона важны, как и спортивная. Здесь в Киеве мы понесли потери не только спортивного плана...
Тренер теперь уже бывшего, «только трехкратного» владельца Кубка чемпионов поблагодарил хозяев за гостеприимство признал судейство объективным и пожелал динамовцам успеха на следующих этапах.
Валерий Лобановский считает, что футбол в этом матче был продемонстрирован боевой, интересный, того разряда, когда обе стороны отдают себя борьбе полностью, до конца. «Конечно, - добавил он, - результат мог оказаться разным, но этот более закономерен, чем любой иной». Он согласился с Крамером, что претензий к арбитрам быть не может.
В прошлом динамовцев Киева, случалось, упрекали за порой излишне рациональный, деловой стиль игры. Здесь был матч, проведённый всеми их игроками без исключения эмоционально, самоотверженно, красиво, в борьбе с тем невезением, что, казалось, опутывало команду всё плотнее и безнадёжнее и которое их страсть и жажда прорыва в полуфинал помогли всё же разорвать.
Геннадий РАДЧУК, наш специальный корреспондент.
«ФУТБОЛ-ХОККЕЙ» №12, 20 марта 1977 года
Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.