F.C. Dinamo Tbilisi (USSR) - Cardiff City F.C. (WAL) 3:0

29-09-1976; Tbilisi; 19:00; Stadion Dinamo; Att: 80.000

F.C. DINAMO TBILISI (USSR) - CARDIFF CITY F.C. (WAL) 3-0 (1-0)
Referee: Werner Spiegel (AUS)
Assistans: Walter Klocker, Josef Wimmer (AUS)
Goals: 1-0 Vladimir Gutsaev 23; 2-0 David Kipiani 73; 3-0 Peruz Kanteladze 80 (pen).

F.C. DINAMO (coach: Nodar Ahalkaci):
David Gogia, Nodar Hizanishvili, Peruz Kanteladze, Zarbeg Ebralidze, Shota Hinchagashvili, Gocha Machaidze, Manuchar Machaidze, Revaz Chelebadze, Vladimir Gutsaev (Zurab Tsereteli 44), David Kipiani, Vahtang Kopaleishvili.
CARDIFF CITY F.C. (coach: Jimmy Andrews):
Bill Irwin, Freddie Pethard, Clive Charles, Bryan Attley, Phil Dwyer, Albert Larmour, John Buchanan, Doug Livermore, Tony Evans, Adrian Alston (Peter Sayer 72), Derek Showers (Willie Anderson 72).

Y-CARD: 59 - John Buchanan (CARDIFF CITY F.C.).

***

МАТЧ КАК ПРОДОЛЖЕНИЕ

ДО ИГРЫ

ДНИ
, предшествовавшие матчу, были так насыщены событиями, непосредственно либо косвенно с ним связанными, что не упомянуть о них просто невозможно. И начать придется издалека, ибо в этот небольшой промежуток времени - от воскресенья до среды - уместилась, как бы спрессовавшись, вся полувековая история одного из участников матча - тбилисского «Динамо».

Воскресным вечером, когда после 8-летнего перерыва распахнул наконец свои ворота обновленный, раздавшийся в плечах красавец-стадион, зрители вновь увидели - кого в парадном строю, а кого и на футбольном поле - представителей всех поколений динамовцев. От тех, кто стоял у колыбели команды и сыграл в ее составе самые первые матчи, до тех, кто много лет спустя удостоился чемпионских медалей, и тех, кто совсем недавно отпраздновав победу в Кубке СССР, завоевали право на этот матч. Разве можно не упомянуть об этой эстафете поколений и традициях, оберегаемых в коллективе, - без них не было бы, наверное, и самого матча, который предстоит рецензировать.

А как не сказать об интересе, проявленном к игре, именно в связи с вступлением в строй нового стадиона. Борис Соломонович Пайчадзе, директор динамовского спорткомбината, оказался в затруднительном положении. Глядя на его осунувшееся в хлопотах лицо, трудно было понять, чего же в его лице больше - гордости за футбол и за свою команду или озабоченности: шутка ли сказать, дирекцию стадиона буквально завалили заявками - их набралось на 300 000 (трудно даже поверить - на триста тысяч!) билетов. Только 90 тысяч счастливцев попали на трибуны...

Во вторник вечером «Кардифф» прилетел в Тбилиси, и буквально с колес гости отправились на стадион опробовать поле. И хотя от разминки такой многого ждать не приходится, одно обстоятельство не осталось незамеченным: тренировались гости весело, даже чересчур шумно, словно желая подчеркнуть своим поведением уверенность в благополучном для них исходе дела, ради которого пришлось совершить такое длительное воздушное путешествие. Впрочем, часом раньше та же уверенность звучала в устах тренера валлийцев Д. Эндрюса, заявившего журналистам в аэропорту, что преимущество в один гол, полученное его командой в первом матче, не повлияет на выбор тактики: никакой глухой обороны, атака и только атака. «В Тбилиси, - сказал он, - прибыли все игроки, выступавшие в Кардиффе. Так что и с составом, видимо, никаких проблем не будет».

Все вроде было ясно, но к заполнению протокола руководители команды приступили лишь за четверть часа до начала игры, когда динамовцы уже разминались на поле. И еще один штрих, подчеркивающий тщательность, с которой гости готовились к выступлению в Тбилиси. Накануне было оговорено, что «Кардифф» выйдет в своих традиционных темно-синих футболках, «Динамо» в столь же традиционных - белых. Перед самым матчем гости попросили динамовцев поменять трусы (голубые на белые) и даже гетры - для контрастности!

Более серьезные проблемы стояли перед тренером «Динамо» Н. Ахалкаци. Для начала, так сказать, нужно отыграть гол. Из состава, выступавшего в Кардиффе, нет травмированного Чивадзе. Вернувшийся было в строй Дараселия снова получил повреждение в игре со «Спартаком». Челидзе же, наоборот, выздоровел, но стоит ли рисковать, изменяя успешно выступающую в последний месяц линию обороны?

ИГРА

И РУКОВОДИТЕЛИ
«Кардифф» и английские журналисты, прибывшие с командой, были единодушны в оценке наш игроков - наибольшую опасность, по их мнению, представили Кипиани, Гуцаев и М. Мачаидзе. Их опеке и было уделено особое внимание. В частности, за Гуцаевым неотступно, как тень, следовал рослый и быстрый Чарльз. Но ни ловкость и реакция, ни осторожность (как только мяч у Гуцаева, Чарльз в - метре от него, не ближе, чтоб не попасться на финт) не помогали защитнику. Помнится, Михаил Месхи всегда с особым блеском действовал против соперников, не знакомых с его манерой ведения игры. Когда Месхи оказывался в своей стихии, удержать его было просто невозможно. Вот так и Гуцаев с Чарльзом - то справа его обойдет, то слева, то на противоположный фланг «заберет» за собой и там начнет новый каскад обманных движений. Словом, у Гуцаева получалось многое, и партнеры, оценив, какую это сулит выгоду команде, все время использовали любую возможность для подключения этого форварда к атаке. Тем более что соперники особой гибкостью в организации обороны не отличались и часто не успевали подстраховать Чарльза.

Вовсе не для того, чтобы взять под сомнение искренность заявления тренера валлийцев, следует отметить, что атакующими тенденциями в их игре и не пахло. Правда, это еще не значит, что подобных намерений не было и в планах команды Может, и были, но соперник не дал им развиться, вынудил забыть о наступлении, думать только об обороне. Первый раз пробить по воротам Гогия гостям удалось лишь на 25-й минуте, да и то издалека. Из пределов же штрафной площади они били по цели лишь однажды.

Если кто и атаковал, так это «Динамо». Весь матч, от первой его минуты до последней. Играли динамовцы изобретательно, красиво, мощно, держа под непрерывным обстрелом ворота Ирвина. К выдвинутым вперед Челебадзе и Гуцаеву постоянно подтягивались Кипиани, М. Мачаидзе, Копалейшвили и даже защитники. Достаточно разнообразия было и в выборе средств атаки - от навесных и прострельных передач до сольных проходов по центру и флангам. И только гола не было. Много было создано и упущено возможностей, прежде чем на световом табло впервые зажглась строка «Гол забил...». А забил его Гуцаев, слева ворвавшийся в штрафную площадь «Кардиффа».

Легко понять радость динамовцев и ликование трибун. Страх перед неизбежностью отыгрываться, сковывавший игроков, вынуждавший - хотели они того или нет - действовать с оглядкой на свои ворота (один случайный гол мог перечеркнуть все), уступил место уверенности, что матч может быть не просто выигран, но и с желаемым результатом. Все в том же стиле - на больших скоростях, но без спешки, - хорошо используя фланги, продолжали хозяева поля штурм ворот «Кардиффа». И если в начале матча в каждом неиспользованном моменте виделись не только промахи нападающих, но и хладнокровие защитников, то сейчас стало очевидно, что последние уступают своим подопечным в мастерстве, не поспевают за ними, за их бегом, за их мыслью.
Как это ни парадоксально, превосходство динамовцев особенно наглядно проявилось после того, как поле из-за травмы покинул Гуцаев. Конечно, с Гуцаевым было проще и легче взрывать оборону. Но тот факт, что и без него «Динамо» продолжало теснить прижатых к воротам гостей, свидетельствовал уже о лучшей организации игры, о классе не только одного форварда, но и всей команды. В эти минуты особенно полезно действовал М. Мачаидзе.

Счет 1:0, с которым закончился первый тайм, никак не соответствовал ходу событий - динамовцы имели возможности уже до перерыва решить все проблемы. 50 минут, прошедших между первым и вторым голами, были, мне кажется, наиболее волнующими. Сколько было моментов, когда гол казался неизбежным, сколько раз оборона «Кардиффа» искала спасения в угловых. Дважды динамовцам удалось обыграть не только защитников, но и вратаря гостей - в первом случае ворота остались пусты, но завершающий удар с лицевой линии не попал в цель, во втором защитник успел подменить Ирвина и принял удар на себя.

В таких матчах, чем меньше остается времени, тем труднее забить. Стоит команде, владеющей инициативой, заспешить, засуетиться, задачи обороняющихся упрощаются. К чести динамовцев, они не прибегли к навалу, а, как и прежде, надеялись больше на свое мастерство. И были за это вознаграждены. Если кто помнит гол Кипиани в финале Кубка, могу заверить, гол в ворота «Кардиффа» был красивее. Челебадзе навесил справа мяч на ближнюю штангу, а Кипиани, опередив в высоком прыжке защитника, точно переправил мяч в дальний угол. Ну, а если продолжить аналогию с финалом, то и здесь был пенальти, который уверенно реализовал тот же Кантеладзе.

ПОСЛЕ ИГРЫ

НА ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ
Ахалкаци был в центре внимания. Много вопросов задали ему английские журналисты, высоко оценивающие игру тбилисцев. Один из них, Том Лайонс из «Дейли Миррор», освещавший все последние чемпионаты мира, сделал такое сравнение: «Динамо» играло в силу первой десятки команд сильнейшей английской лиги. А разве не как похвала победителям звучит признание тренера «Кардиффа»: «Наша команда играла в Тбилиси лучше, чем дома».

Гарун АКОПОВ, корреспондент «Советского Спорта»
«Футбол-Хоккей» №38. 19 сентября 1976 года

Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.