P.S.V. EINDHOVEN (NED) - F.C. DINAMO KIEV (USSR) 2-1 (1-0)
Referee: Paulo Augusto Sánchez IBAÑEZ (ESP)
Goals: 1-0 Ralf Edström 24; 1-1 Leonid Buryak 77; 2-1 Ralf Edström 86.
P.S.V. (coach: Kees Rijvers):
Jan van Beveren, Cees Krijgh, Adrie van Kraaij, Björn Nordqvist, Gerrie Deijkers, Willy van de Kerkhof, Pleun Strik, Willy van der Kuijlen (Harry Lubse 46), Bent Schmidt-Hansen, Ralf Edström, René van de Kerkhof.
F.C. DINAMO (coach: Valery Lobanovsky):
Evgeny Rudakov, Vladimir Troshkin, Viktor Matvienko, Mihail Fomenko, Stefan Reshko, Anatoly Konkov, Vladimir Muntyan (Leonid Buryak 70), Vladimir Onishenko, Viktor Kolotov, Vladimir Veremeev, Oleg Blochin.
Y-CARDS: 90 - Adrie van Kraaij (P.S.V.); 49 - Vladimir Veremeev, 67 - Anatoly Konkov, 83 - Vladimir Veremeev, (F.C. DINAMO).
R-CARD: 83 - Vladimir Veremeev (F.C. DINAMO).
***
И ПОСЛЕДНИЙ ПОВОРОТ ПРОЙДЕН...
РИСУНОК этого матча был известен наперёд, он был продиктован счётом 3:0 в киевской встрече. Динамовцам требовалось выйти в финал по разнице голов в двух играх, эту задачу они и принялись решать со знанием дела, по ясно видимому плану. Многослойная оборона, где первыми атаковали наступавшего противника Блохин и Онищенко и особенно неиссякаемо активный Колотов, бдительнейший присмотр за Эдстрёмом, без которого у голландцев не обходилась ни одна операция, наконец, разумеется, ответные наступательные акции в расчёте на то, чтобы застать врасплох атакующих, - таков в общих чертах этот план. Он достаточно распространён, не таит в себе сюрприза, но, как многократно подтверждено практикой, сам по себе не гарантирует желанного исхода, а требует, особенно во встрече с противником высокого класса, таким, как «Эйндховен», игры с отдачей всех сил, полного внимания, уверенного отбора мяча и умения быстро и нешаблонно провести свою атаку в первый же удобный момент.
Итак, голландцы осаждают ворота; динамовцев, напряжение очень велико, но голевых моментов не видно, оборонительная работа ведётся чётко и чисто. Тем не менее «Эйндховен» открыл счёт. Рудаков в прыжке ловит мяч, но, опустившись на землю, роняет его, и Эдстрём забивает в пустые ворота. Голландцы повышают темп в связи с удачей. Рудаков, показывая, что допущенная им оплошность не выбила его из колеи, в хорошем стиле прерывает так называемый верный прорыв Кейлена. Это - эпизод, а острых моментов по-прежнему почти нет. Да и динамовцы по сути дела лишь дважды создали реальные угрозы. Сначала Блохин, выйдя один к воротам, перебросил мяч через вратаря и через перекладину, а потом после комбинации с Колотовым высоко ударил Коньков. У голландцев все силы уходят на общее давление по всему фронту, а динамовские жернова это давление перемалывают.
Второй тайм начался, как и первый, ибо «Эйндховен», ведя 1:0, не мог не надеяться на лучшее. Но монотонное однообразие в игре голландцев определилось, и динамовцы довольно непринуждённо разгадывали тактические загадки. Высокий Эдстрём был для партнёров обязательной фигурой во всех манёврах, с ним связывали все надежды, он выделялся, как ферзь на шахматной доске. Динамовцы сделали так, что ему было всегда тесно при приёме мяча, и Эдстрём, чтобы прыгнуть, был вынужден отталкивать сторожей, а судья эти отталкивания пунктуально фиксировал.
Потом, как молния среди бела дня, сверкнула стремительная короткая двухходовка: Веремеев, справа сильно прострелил вдоль ворот, и Буряк в падении головой переправил мяч в сетку. 1:1.
Надо полагать, у динамовцев от души отлегло, и тут они единственный раз за весь матч позволили Эдстрёму; свободно сыграть головой. Мяч, поданный справа со штрафного удара, он чистенько срезал в верхний угол. «Эйндховен» записывает себе в актив победу 2:1 и моральное утешение. «Динамо» с общим счётом голов 4:2 устраняет со своего пути едва ли не самого опасного соискателя Кубка. Едва прозвучал свисток, голландцы поздравили наших футболистов рукопожатиями, отдав им должное.
Приходится остановиться и на теневых сторонах игры. Два предупреждения и удаление с поля - это чересчур для одного матча. Предупреждение Конькову было вынесено за то, что наша врачебная бригада без разрешения судьи вышла на поле, а Веремееву - за остановку мяча рукой. Это разболтанность, пренебрежение правилами. На наших стадионах и то, и другое нарушение, возможно, могло бы остаться безнаказанным, это мы видели не раз. Но домашними льготами, как мы постоянно убеждаемся, игроки только разбаловываются и получают взыскания от зарубежных судей словно бы по пустякам. Но это не пустяки, это правила игры, и выполнение их входит в понятие высокого игрового класса команды. А удален был Веремеев за умышленный фол, который заслуживал жёлтой карточки, но во второй раз судья ему показал уже красную.
Заметим и то, что на этот раз механизм контратаки у динамовцев работал со скрипом. В этом смысле и форварды, и полузащитники должны были бы проявить больше тонкости.
Все это - о матче в Эйндховене. А теперь переберем в памяти весь путь к финалу: ЦСКА «Септемврийско знаме» - 1:0 и 1:0, «Айнтрахт» - 3:2 и 2:1, «Бурсаспор» - 1:0 и 2:0, «Эйндховен» - 3:0 и 1:2. Семь побед (три на чужих полях) и лишь один проигрыш, который выглядел уступкой, а по сути дела тоже был победой. Ни на одной «станции» этого маршрута нельзя обнаружить следов везения счастливых обстоятельств, скажем, в образе гола, забитого в гостях и потому более ценного. Нет, все победы взяты с бою.
Теперь - финал. Матч совсем другого рода, чем предыдущие. Матч без продолжения, один на нейтральном поле в Базеле, которое каждый из участников захочет превратить в «свое». Матч без арифметических выкладок и вытекающих из них установок на игру. Просто самый важный матч, который «Динамо» будет стремиться выиграть.
«Футбол-Хоккей» №17. 27 апреля 1975 года
Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.