F.C. Dinamo Kiev (USSR) - Celtic F.C. Glasgow (SCO) 1:1

26-01-1966; Tbilisi; 20:00; Stadion Dinamo; Att: 30.516

F.C. DINAMO KIEV (USSR) - CELTIC F.C. GLASGOW (SCO) 1-1 (1-1)
Referee: Antonio Sbardella (ITA)
Assistants: Priamo Varazzani (ITA), Giorgio Genel (ITA)
Goals: 1-0 Jozef Sabo 20; 1-1 Tommy Gemmell 31.

F.C. DINAMO (coach: Victor Maslov):
Victor Bannikov, Vladimir Shegolkov, Vadim Sosnikhin, Vasili Turyanchik, Vladimir Levchenko, Jozef Sabo, Fedor Medvid, Oleg Bazilevitch, Victor Serebrjanikov, Andrei Biba, Vitali Hmelnitski.
CELTIC F.C. (coach: John “Jock” Stein):
Ronnie Simpson, Jim Craig, Tommy Gemmell, Billy McNeil, John Cushley, John Clark, Jimmy Johnstone, Bobby Murdoch, Joe McBride, Stevie Chalmers, John Hudges.

SENT-OFF: 66 - Vitali Hmelnitski (F.C. DINAMO); 66 - Jim Craig (CELTIC F.C.).



Замечание: Матч должен был состояться 19 января. По просьбе ФК "Селтик" матч перенесен на 26 января в связи с транспортными трудностями.

***

ШОТЛАНДСКАЯ БДИТЕЛЬНОСТЬ.

Шотландцы прилетели в Тбилиси на ирландском самолёте специальным рейсом со своими сундуками, набитыми бифштексами, маслом и специями.

За завтраком им предлагали грузинский сыр сулугуни, маццони, свежую редиску, они пробовали, причмокивали, но с деликатной улыбкой отвечали: «Очень вкусно, но мы будем кушать своё.

Эта странная гастрономическая бдительность к чужим продуктам имела, оказывается, свою историю. Один из руководителей шотландской делегации рассказал мне, что в прошлом году, будучи в Валенсии, их команду накормили такой испанской, пищей, после которой пять футболистов не смогли выйти на поле. Собираясь в Тбилиси, шотландцы настойчиво интересовались грузинской кухней и пришли к выводу, что она мало чем отличается от испанской. Такова подоплёка бдительности, которая продиктовала перелёт кровавых бифштексов из Глазго в Тбилиси.

Но, как потом стало ясно, бдительность вообще оказалась отличительной чертой шотландцев. Я это почувствовал при первой же встрече с тренером «Селтика» Джоном Стейном, состоявшейся до матча. В разговоре он щедро рассыпал комплименты в адрес гостеприимных тбилисцев, их очаровательного, романтичного города и водил меня по лабиринтам своих футбольных воззрений в ответ на очень ясные и простые вопросы об игре команды «Селтик». И всё же разговор у нас состоялся. В общих чертах он выразился в том, что он, Джон Стейн, - сторонник наступательного, атакующего футбола, что его команда нападает пятью форвардами, что иного футбола он себе не представляет, и если бы он отказался от подобной тактики, то на шотландских стадионах опустели бы трибуны: Он не преминул случаем напомнить, что «Селтик» за 20 матчей забил 69 мячей и что это «паспорт его тактики». На другие вопросы Стейн отвечал осторожно, искоса поглядывая на меня: нет ли каверзы в вопросе? - Бразильская система, - сказал он, - хороша тем, что она заставила во время матча работать всех футболистов.
Подумав, он добавил: - И ещё: она сделала футбол быстрее, а скорость продиктовала свои условия. В этом я вижу значение современного футбола.

Но самое яркое проявление шотландской бдительности я всё же увидел на футбольном поле.
F.C. Dinamo Kiev (USSR) - Celtic F.C. Glasgow (SCO) 1:1

Активное начало, предложенное киевлянами в первые 15-20 минут матча, заставило забыть питомцев Стейна о наступательном футболе и тем более о населённости трибун, к тому же чужих. Они откровенно отошли назад и оказывали особое внимание Бибе, Серебряникову, Сабо и Хмельницкому. Киевлянам пришлось вести борьбу в сложных условиях скученности на штрафной площади и атлетической борьбы, на которую шотландцы (как и все британцы) мастера.
Кстати, об атлетической борьбе. Глядя на матч в Тбилиси, мне невольно вспомнилась встреча нашей сборной с Уэльсом в Кардиффе прошлой осенью. Они в чём-то были схожи.

И тогда, помнится, казалось, что валлийцы играют грубее нас, однако нас штрафовали чаще. Так было и в Тбилиси. Внешне иной раз казалось, что шотландцы слишком резки и даже грубы. Мы видели, как падали на землю киевляне, а свистка судьи Сбарделла не было. В то время, как после наших толчков свистки неизменно следовали. Здесь стоит упомянуть, что итальянский судья был строг, справедлив и безусловно объективен.

В чём же тогда дело? Матч в Тбилиси убеждает в том, что англичане, валлийцы, шотландцы овладели техникой атлетической борьбы и ведут её в основном в рамках правил. Они реже, чем наши футболисты, дают повод для свистка. Наши же футболисты (за редким исключением) не научились вести атлетическую борьбу, не овладели техникой правильного толчка, подката, закрывания мяча. Поэтому приёмы наших футболистов чаще выходят за рамки правил и привлекают внимание арбитров. И в рецензируемом матче стенографическая запись штрафных и свободных ударов, проведённая мастером спорта Б. Набоковым, показала, что киевлян штрафовали чаще (32 раза), чем гостей (26 раз). Но дело даже не в цифрах. Характер нарушений показал, что наши футболисты ведут атлетическую борьбу топорно.

Но вернёмся к матчу. Было зафиксировано, что 58 раз судья останавливал игру из-за нарушений правил, кроме того, подавалось 13 угловых (из них 11 раз подавали киевляне и 2 раза гости), и 24 раза мяч уходил за пределы поля. Таким образом, игра прерывалась чаще, чем раз в минуту. Такая дробность не даёт возможности вести более или менее плановые наступательные действия. И, как всегда, от этого страдает команда, которая больше наступает, в данном случае киевляне.
Я уже говорил, что первый матч этих клубов в Глазго по существу продиктовал тактические планы в Тбилиси: киевляне нападали, а шотландцы защищались.

Нам трудно сказать что-нибудь определённое о «Селтике», увидев только этот матч. Его задача сводилась к тому, чтобы не уступить широкого плацдарма, завоеванного тремя мячами в Глазго. Задачу они выполнили, но мы так и не увидели первоклассного профессионального клуба, лидирующего в шотландском чемпионате. Перед нами была зауряд-команда, умеющая обороняться большим числом игроков и переходить в эпизодические контратаки. Им противостоял коллектив более высокого класса, но потерявший спортивную форму. И тем не менее киевляне выглядели хорошо до 31-й минуты, когда в ответ на мяч, забитый Сабо, шотландский защитник Джеммелл, ставший злым роком для Банникова, так же, как и в Глазго, подкравшись к нашей штрафной площади и получив передачу несколько назад, сильно послал мяч, который пролетел над головой нашего вратаря. Одна из редких контратак закончилась голом! Счёт стал 1:1.

Если первые полчаса игры породили иллюзии о возможном уравнении забитых и пропущенных мячей, то удар Джеммелла окончательно развеял их. Кто-то на трибуне мрачно заметил: «Мяч безнадёжности». И это было так. После перерыва характер игры мало изменился, но в действиях киевлян не было того «блеска в глазах», который порождал иллюзию и заставлял действовать изо всех сил.

С каждой минутой надежды таяли. Матч постепенно переходил в разряд «престижных»: киевлянам хотелось выиграть с перевесом хоть в один мяч, а шотландцам - уехать из Тбилиси непобеждёнными. Эти новые цели порождали вспышки в затухающем костре борьбы.

Может быть, именно поэтому судье Сбарделла становилось всё труднее и труднее. Футбольные оппоненты сначала обменивались возбуждающими «полемическими щелчками», а затем пошли на абордаж. Многие игроки - как шотландцы, так и киевляне - не сумели держать свои нервы в узде. И если говорить об этих фактах без ретуши, то эти стычки нужно назвать мелкими драками, вспыхивающими то там, то здесь, что не украшало ни киевлян, ни гостей. Арбитр вынужден был удалить с поля Крейга и Хмельницкого и сделать ряд предупреждений. Итак, наши футболисты выбыли из борьбы за Кубок обладателей кубков. Но это не только поражение футболистов на зелёном поле. Как известно, мы впервые участвуем в официальном международном соревновании на уровне клубных команд, однако внимание и подготовка к нему не соответствовали значению турнира.

Нет надобности сейчас давать формулировки юридического типа и упрекать те или иные организации, не проявившие должного внимания и интереса к подготовке киевских динамовцев. Но можно смело сказать, что никакая команда не может удержать спортивную форму, не имея достаточной игровой нагрузки в течение почти двух месяцев. За этот срок динамовцы провели только пять матчей: три в Болгарии (по снегу) и два в Тбилиси. К тому же подбор спарринг-партнёров носил чисто случайный характер, и потому встречи с ними не давали должного эффекта. Это следует учесть на будущее. С такими же трудностями встретится в нынешнем сезоне «Спартак», который предполагает участвовать в аналогичном турнире. Возможно, и другим командам понадобится «зимняя готовность». И этого можно добиться, если держать команду на игровом режиме. Зима в Закавказье и в Средней Азии дает полную возможность играть в декабре и январе. Значит, стоит в эти месяцы проводить турниры с участием советских и зарубежных клубов. Во многих странах, так же, как и у нас, чемпионаты проводятся от весны до осени, а затем команды разъезжаются на товарищеские матчи за рубеж.

В таком случае следовало бы организовать традиционные зимние турниры, скажем, в Тбилиси или Ташкенте, с привлечением венгерских, чехословацких, румынских, болгарских и польских сильных клубов. В них бы приняли участие и наши команды, готовящиеся к международным соревнованиям. Организация таких турниров - дело не простое и требует времени. Их нужно готовить загодя.

Время пока есть. Не откладывая в долгий ящик, стоило бы и этот вопрос обсудить в Федерации футбола СССР с обязательным участием представителей Грузии, Азербайджана, Армении, Узбекистана. Может быть, в этом и будет найден путь к зимней подготовке наших ведущих клубов.

Мартын Мержанов
«Футбол» №5, 30 января 1966 года

Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.