Sunday, 10 June 1934 (17.00) Stadio Nazionale del Partito Nazionale Fascista, Rome (+55,000).
Ref: Ivan Eklind (SWE), Louis André Baert (BEL), Mihaly Ivanicsic (HUN).
ITALY – CZECHOSLOVAKIA 2:1 a.e.t. (0:0, 1:1, 1:0)
Goals: 0:1 Puc 71, 1:1 Orsi 81, 2:1 Schiavio 95.
ITA: Giampiero Combi (c); – Eraldo Monzeglio, Luigi Allemandi; – Attilio Ferraris IV, Luis Monti, Luigi Bertolini; – Enrique Guaita, Guiseppe Meazza, Angelo Schiavio (last game), Giovanni Ferrari, Raymundo Orsi.
Coach: Vittorio POZZO (ITA).
TCH: Frantisek Plánicka (c); – Ladislav Ženíšek, Josef Ctyroký; – Josef Kostálek, Stefan Cambal, Rudolf Krcil; – Frantisek Junek, Frantisek Svoboda, Jiri Sobotka, Oldrich Nejedlý, Antonin Puc.
Coach: Karel PETRU (TCH).
Note: first final decided by extra time (первый финальный матч в истории ЧМ, завершившийся в овертайме).
В Праге царила эйфория, до звания чемпионов мира оставался один шаг: «Самый трудный, но нам под силу его сделать!» Газеты наперебой сообщали о премиях, которые получат футболисты, если станут чемпионами. Часовая фирма обещала всем игрокам сборной подарить золотые часы, самый модный пражский парикмахерский салон — бесплатное трёхгодичное обслуживание, владельцы гостиниц в Татрах старались перещеголять друг друга, предлагая три дня бесплатного отдыха, нет, пять дней, нет, десять! Известный на всю Европу обувной магнат Батя пообещал по 20.000 крон на человека, если земляки станут чемпионами.
Ближе к финалу пресса слегка снизила победный тон. Журналисты соглашались, что «надо быть реалистами и второе место тоже несомненный успех, и корить ребят, если они не смогут победить Италию в Риме, будет неправильно».
Итальянцам перед ЧМ за звание посулили по 20.000 лир каждому — примерно в двадцать раз больше, чем собирался отстегнуть Батя. Эти лиры в случае победы гарантировало государство, но местные капиталисты за выигрыш ЧМ тоже готовы были раскошелиться. У игроков «скуадры» был ещё один стимул — угроза репрессий. Перекрещенный в Италии из Луиса в Луиджи аргентинский «бык» Монти вспоминал: «Слава Богу, нам не довелось на своей шкуре проверить, была ли «обещанная» тюрьма пустой угрозой или нас действительно намеревались примерно наказать, если не выиграем финал…»
С вечера четверга в Оргкомитете шли дебаты, кого назначить арбитром встречи. Итальянцы настаивали на кандидатуре «проверенного» Луи Барта, в крайнем случае, испанца Эскартина. Тогда чехи предложили пригласить англичанина и закрыть вопрос, на что, разумеется, итальянцы не согласились. Когда чехословаки согласились на Эскартина, местные вдруг резко поменяли мнение.
Только в субботу вечером директорат сообщил, что главным судьёй финала будет швед Эклинд, несколько «начудивший» в полуфинале Италия — Австрия, но «в целом показавший хорошее знание правил и умение применять их по назначению».
Радиорепортаж о матче начался за пятнадцать минут до начала, сразу после прибытия на стадион Муссолини с сопровождавшими его лицами. Итальянец Николо Карриозо и чех Иржи Лауфер рассказывали слушателем об атмосфере на переполненном стадионе и о своих ожиданиях.
Итальянцы приникли к патриотической аппаратуре «Маркони», а чехи — к аппаратам французского производства, заполонившим местный рынок. За несколько дней до финала продажи радиоприёмников в обеих странах резко возросли.
На остальной мир за отдельную плату вещали приглашённые полиглоты, и рассказу об игре могли внимать в любой точке планеты.
Арбитр Эклинд пригласил в судейскую капитанов команд Комби и Планичку, предупредил, что будет беспощадно карать за неспортивное поведение. Великие вратари молча кивали, соглашаясь. Оба были старше Эклинда по возрасту и прожили в футболе долгую многотрудную жизнь, в которой случалось всякое.
Эклинд, отпустив капитанов, вышел из судейской и на глазах у всего стадиона поднялся в ложу к Муссолини, где перекинулся с ним несколькими словами, затем спустился вниз и вызвал команды на поле. Позже он говорил: «Я пошёл засвидетельствовать своё уважение великому человеку. Ничего больше».
Оркестр добросовестно сыграл фашистский гимн «La Giovinezza» (юность), затем чешский «Kde domov muj» («Где родина моя») и словацкий «Nad Tatrou sa blyska» («Над Татрами молнии сверкают»). Перед полуфиналом о словацкой части гимна забыли, что вызвало неудовольствие и резкие протесты в чехословацком парламенте…
Тренеры выставили на финал тех же игроков, что и на полуфинальные игры. За одним исключением — у чехов вместо защитника Бургра играл Женишек. Таким образом, на поле оказалось восемь человек из пражской «Славии» и трое «спартанцев». У итальянцев основу составили пять «ювентини».
Эклинд дал свисток на начало встречи и громко, но невнятно бурливший стадион принялся отчётливо скандировать «Дуче, Италия, дуче…», поддерживая «скуадру», приступившую к атакующим действиям.
Очень скоро, буквально через пять минут чехи охладили пыл хозяев и повели свою игру — не быструю, с точными передачами в центре поля и переводом мяча шустрым краям. Главное, что они забрали себе мяч. К 15-й минуте появились первые раненые. Жёсткий Феррарис в борьбе приложил Пуча, а Гуайта сделал классическую накладку Крчилу, который всё оставшееся время играл с растянутой лодыжкой.
Первый тайм проходил с преимуществом чехов, но ничего особо опасного они не создали, зато Планичка дважды вытащил из углов «мёртвые» мячи после ударов Джузеппе Меаццы.
Вторая половина стала таймом упущенных чехословацкими игроками возможностей. В штангу попадает мячом Пуч; Неедлы удаётся наконец-то оторваться от Монти и он уже выходит почти один на один с Комби, но Феррарис успевает свалить лучшего бомбардира ЧМ с ног. Пенальти? Свисток Эклинда молчит. Дважды убегает Пуч и дважды его косит Феррарис. Во втором случае для надёжности бьёт лежачего ногой по голове.
Чеха вытащили с поля тренер Петру (в чехословацкой литературе Карела Петру называют техническим референтом, избегая слова «тренер»), его помощник Гюртлер и… Витторио Поццо — никаких санитаров, выбегающих с носилками при малейшем подозрении на травму, тогда не было, а в целях экономии ни врача, ни массажиста на ЧМ не командировали.
Планичка вспоминал, что в «лёгких случаях травмированный получал пятьдесят грамм «ментоловой» вовнутрь, а в тяжёлых добавлялось ещё махание пузырьком с нашатырем перед носом; главное, чтоб нашатырь не попал в глаза, но Тонде Пучу, похоже, капнули — он обходил защитников, не глядя…»
Получивший оба вида лечения Пуч вернулся на поле и через две минуты открыл счёт: Чамбал отправил мяч вперёд, Пуч его подхватил и понёсся к воротам. Не ожидавшие такой прыти от покалеченного, Мондзельо с Аллеманди прорыв проспали, а Феррарис так и застыл: «Не добил!». Пуч выскочил один на один с Комби и от души рассчитался за все обиды.
Итальянцы дрогнули. Играть оставалось двадцать минут, в воротах соперника Планичка, которому просто так не забьёшь, в чём уже все на ЧМ убедились.
В течение пяти минут чехи трижды могли увеличить счёт. Бьёт Соботка — перекладина, Свобода — штанга! Неедлы вываливается в одиночку на Комби и… катит мяч в считанных сантиметрах от ворот.
За десять минут до конца Орси отчаянным рывком обходит Чамбала и добирается с мячом почти до самой лицевой линии. Все изготавливаются к прострелу, Скьявио на всякий случай держит руками защитника Женишка, а Орси вместо нацеленной подачи с левой вдруг ковыряет мяч правой (тёщиной) ногой. Планичка успевает (!) переложиться и броситься в угол, но только задевает мяч кончиками пальцев. 1:1!
…Говорят, что на следующий день Раймундо Орси по прозвищу «Мумо» в присутствии десятков корреспондентов показывал, как сравнял счёт. Разница в «показаниях» журналистов немалая: кто-то пишет, что ему пришлось сделать не менее двадцати ударов, прежде чем мяч залетел в пустые ворота, кто-то — что пятьдесят…
Дополнительное время осталось за хозяевами — и по игре, и по результату. В начале овертайма раненый Крчил так стукнул по ноге Меаццу, что тому пришлось уйти «отдыхать» на фланг, а в центр перешёл здоровый Гуайта. То ли смена мест помогла, то ли полная психологическая исчерпанность чехов («не удержали!»), но через три минуты Скьявио с подачи Гуайты метров с двенадцати вбил мяч в ворота Планички.
После этого гола борьба фактически закончилась. На финальный штурм у чехов банально не осталось сил.
Муссолини спустился из ложи к полю, на французском поприветствовал Жюля Римэ, что-то сказал по-английски Эклинду и по-немецки капитану германцев Шепану, терпеливо ожидавшему церемонии награждения. Затем уже на родном языке долго поздравлял Витторио Поццо, вручив ему взятую из рук Римэ статуэтку богини Ники. Стоящему рядом Ваккаро он бросил только одну фразу: «Мы выиграли, генерал!»
Чехи получили в качестве приза гигантский «Коппа дель дуче», а немцы — приз за третье место.
Так же читайте группу в ВКонтакте где автор радует нас другими статьями,не связанными с тематикой нашего сайта История ЧЕМПИОНАТОВ МИРА, АМЕРИКИ, ЕВРО, ОИ
Субботним вечером гандбольному клубу Ганновер-Бургдорф предстоит встретиться с менее именитым соперником, командой из Люббекке.
Команда, тренируемая Йенсом Беркле, уверена, что ей предстоит столкнуться с серьёзным сопротивлением со стороны «Люббекке» – команды, не только упорно тренировавшейся во время зимнего перерыва в чемпионате, но и усилившаяся сразу 4 новыми игроками. В то время как тренировки «Ганновера» проводились не в команде, а практически индивидуально – некоторые игроки были заняты ещё и в Европейском чемпионате» почти весь январь.
Впрочем, RECKEN (официальное название клуба, переводящееся как «Богатыри») рассчитывает на спортивную славу Шмидта и Хэфнера, и то вдохновение, которое они принесут остальному коллективу. Тем более что командный дух в «Ганновер-Бургдорф» достаточно силён после серии победных матчей. В декабре команда выиграла сразу у 5 других клубов, в том числе и у Люббекке (29:28). Другими потерпевшими поражения соперниками были Eisenach, HSG Wetzlar, MT Melsungen и Balingen-Weilstetten. Но только с люббекской командой ганноверцам предстоит встретиться ещё раз.
TSV Ганновер-Бургдорф
В этом году гандбольному клубу TSV Ганновер-Бургдорф исполнится уже 104 года. Почти всё это время он играл, располагаясь в Бургдорфе. Но с 2005 года городом TSV стал соседний Ганновера, в результате чего команда получила двойное название. Сезон 2014–2015 гг. закончился для клуба не слишком удачно – 13-е место турнирной таблицы привело к уходу тренера Кристофера Нордмейера и его замене Йенсом Берклом. Новый наставник, получивший звание лучшего во второй Бундеслиге, сразу поставил задачу попасть в первые строчки рейтинга и оказаться в десятке ведущих команд Германии.
По мнению Беркла, RECKEN вполне достойный кандидат на то, чтобы быть среди самых квалифицированных гандбольных клубов в мире, а его спортсмены – в числе известных гандболистов. А договориться с командой тридцатипятилетнему Йенсу помогает недавняя карьера в том же виде спорта и сравнительно небольшая разница в возрасте со своими подопечными. Определённое влияние на его тренерство принесло и окончание спортивного университета, обеспечившего научный подход к решению спортивных проблем.
TUS-N Lübbecke
Команда из Люббекке тоже существует давно. Более того, её название было дано первой немецкой гандбольной сборной по инициативе главного спонсора Пола Гаузельмана. С неё началась история Бундеслиги в этом виде спорта. Естественно, усиленный состав ведущего клуба сперва приносил гандболистам победы, и в первом чемпионате Германии 1976 года они стали чемпионами. В дальнейшем клубов становилось больше, и «Люббекке» стал всего лишь одним из основных клубов. За последние несколько лет лучшим достижением команды стало второе место в Кубке DHB в Гамбурге. Однако в начале 2016 года основной состав именно этой команды принимал участие в чемпионате Европы, где немцам удалось разгромить Испанию со счётом 24:17.
И, хотя результат матча может оказаться самым неожиданным, в настоящее время ставки в букмекерской конторе Zenit принимаются 1:1.38 и 1:4.0, соответственно. И это может значить, что, при ставке на Ганновер, есть вероятность получить небольшую, но уверенную прибыль.
Комментарии