F.C. Dinamo Kiev (USSR) - Celtic F.C. Glasgow (SCO) 3:1

05-11-1986; Kiev; 19:00; Respublikansky Stadion; Att: 100.000

F.C. DINAMO KIEV (USSR) - CELTIC F.C. GLASGOW (SCO) 3-1 (1-0)
Referee: Horst Brummeier (AUT)
Assistans: Arthur Pernkopf, Gerhard Pum (AUT)
Goals: 1-0 Oleg Blokhin 12; 1-1 Mark McGhee 49; 2-1 Pavel Jakovenko 72; 3-1 Vadim Evtushenko 89.

F.C. DINAMO (coach: Valery Lobanovsky):
Viktor Chanov, Vladimir Bessonov, Sergey Baltacha, Oleg Kuznetsov, Anatoly Demyanenko, Vasily Rats (Vladimir Gorily 90), Pavel Jakovenko, Igor Belanov (Aleksey Mihailichenko 69), Andrey Bal, Vadim Evtushenko, Oleg Blokhin.
CELTIC F.C. (coach: David Hay):
Pat Bonner, Danny McGrain (Pierce O’Leary 46), Murdo MacLeod, Roy Aitken, Derek Whyte, Peter Grant, Brian “Choccy” McClair, Paul McStay, Mo Johnston, Tony Shepherd, Mark McGhee.

Y-CARDS: 11 - Vasily Rats (F.C. DINAMO); 73 - Mark McGhee (CELTIC F.C.).



***
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ОТ ПРОТИВНОГО

Вот ведь как бывает в футболе: киевские динамовцы сыграли в Глазго один из лучших в сезоне матчей, а вернулись домой недовольные результатом и в сознании того, что ответная игра будет вдвойне сложной. Задиристый «Селтик» в Киеве выплеснулся полностью, дал, наверное, свой самый яркий концерт, подолгу владел инициативой, имел территориальное преимущество, но, замечу, отнюдь не игровое. Потому как реальных угроз создал мало, пропустил в свои ворота три гола и динамовцев – в четвертьфинал.
Киевляне разыграли ответную партию, словно бы доказывая теорему «от противного». Что в ней было от заданных условий игры, а что привнесено реальным развитием событий и подлинным соотношением сил, просто так не разберёшь. Однако известен неукротимый дух гордых шотландцев. Они прилетели в Киев с высоко поднятой головой и всячески это подчёркивали. Известна и безапелляционная формула кубковой стратегии, понуждающая одного из двух равных соперников, не добившись решающего перевеса дома, активно играть в гостях.
Внимательно наблюдая за тренировкой шотландцев, тренировкой очень динамичной и с большим объёмом скоростной работы, Валерий Лобановский задумчиво произнёс: «Завтра будет потруднее, чем, в Глазго...». И пояснил: «Там играть в какой-то степени было легче. Футболисты «Селтика», настороженные отзвуками парижского матча нашей сборной, выглядели скромнее в притязаниях, вроде бы посговорчивее. Ведь больше всего пугает неизвестное, непознанное. Сейчас они уже испытали и свои, и наши возможности – страх незнания улетучился. Сохранив веру в свои силы и возможности, шотландцы, думаю, будут играть раскрепощенно...».
Эту свою раскованность футболисты и тренеры «Селтика» демонстрировали охотно и всюду. Охотно давали интервью, нахваливая своих соперников и не выказывая особого огорчения первым результатом. И не скрывая своих намерений. Любопытно, что тренер команды Дэвид Хей ещё в аэропорту, а капитан Рой Айткен днём позже на тренировке, будто сговорившись, твердили: «Конечно, у вас есть Беланов, Заваров и кое-кто ещё, но и у нас есть Джонстон, Макстей и кое-кто ещё...». А весельчак Джонстон в паузе между двумя интервью зажигательно отплясывал модный ныне танец брейк. Словом, ни тени уныния или сомнения в себе шотландцы до игры не выказывали, подогреваемые внушительной группой прилетевших с ними чартерным рейсом болельщиков (около 150 человек) и журналистами (16 пишущих, комментирующих и снимающих на все виды плёнки).
Такими же раскованными увидел футболистов «Селтика» переполненный киевский стадион. Увидел их неукротимо неистовыми, верящими в свои силы. Хотя поначалу гостям было от чего приуныть.

На разминку они выбежали первыми, а когда появились динамовцы, словно бы избегая преждевременных смотрин, возвратились в раздевалку. Заряженность на игру в разминке проглядывалась явственно. Наши готовились к игре сдержаннее, как бы опасаясь расплескать заряд энергии. Но начали игру запальчиво. Тон задали Бессонов и Баль, и вот уже Яковенко диагональным пасом бросил в прорыв Бессонова, но его бесцеремонно сбил Маклеод, которому, как быстро выяснилось, предписано было «разменяться» с Белановым. Что он и делал весьма добросовестно, «давая сдачу», как говорится, до последнего пенса. Забегая вперёд, скажу, что персональная опека в исполнении шотландцев оказалась сродни ближнему бою на ринге. Нет, до откровенных ударов не доходило, но корпусом они встречали так, что, признаться, был поражён, увидев, как динамовцы уходили в раздевалку, прикрывая распухшие носы и размазывая кровь по лицам.
Не поймите превратно: игра была по-мужски жёсткой, но без откровенной грубости. Корректно держались футболисты обеих команд, корректно вели себя шотландские болельщики на трибунах. Однако вернёмся к эпизоду, когда Маклеод переключился на Бессонова и снёс его. Неожиданное, но абсолютно логичное продолжение этого эпизода последовало через девять минут. А сейчас тщательно установленная «стенка» не помешала Блохину виртуозно закрутить мяч точнехонько под перекрестье штанги и перекладины в правый от вратаря угол, но Боннер верно выбрал место и достал мяч.
Первоначальная тактика киевлян выглядела вполне естественно: они впускали гостей на свою половину, но не дальше передней, и старались длинными переводами мяча вперёд организовать прорывы Беланова, Блохина, Бессонова, Евтушенко. Последний играл на этот раз чистого хавбека – в позиции Яремчука – и вновь был заметен. Но более других вдохновение посетило в этот день Бессонова, который был вездесущ и к тому же первый понял необходимость перевести игру со второго этажа вниз. Дальние и средние передачи шотландцы, в особенности длинноногие Уайт и Грант, легко перехватывали в воздухе. Вместе с Яковенко и Балем Бессонов начал великолепную многоходовку, в которую постепенно втянулась добрая половина команды, завершал её Блохин, но начеку оказался вратарь. Боннер, должен сказать, и в дальнейшем играл отлично, сорвав не одну острую атаку, отразив много опаснейших ударов.
Спустя две минуты динамовцы предложили соперникам новую вариацию быстрой контратаки. Закончилась она голом и... жёлтой карточкой, предъявленной Рацу. Айткен снес Блохина на подходе к штрафной площади, но, покуда арбитр, очень педантичный и придирчивый, устанавливал «стенку», Рац поспешил пробить, за что и был наказан. Тогда к мячу подошёл Блохин. Вот тут, мне кажется, Боннер в первый и последний раз допустил оплошность. Он вновь ждал от Блохина удара в свой правый угол, а наш снайпер закрутил мяч в левый.
Большинство, думаю, облегченно вздохнуло в этот момент, посчитав, что теперь-то шотландцы сникнут перед необходимостью забивать уже не один, а два мяча. Не исключаю, что кое-кто из наших футболистов тоже не то чтобы посчитал дело сделанным, но решил, что теперь можно перевести дух. Не тут-то было! Эти неистовые шотландцы держались, как ни в чём не бывало, неумолимо наращивали давление, очень быстро и умело, хорошо контролируя мяч, выходили из обороны. И все увидели, какая это мощная машина – «Селтик». Видели это и двумя неделями раньше – на экранах телевизоров, но экрану не та вера, и нет ничего важнее убедиться в этом воочию, ощутив горячее дыхание быстрой игры, её неукротимое движение.
Динамовская защита трудилась в напряжении. Упрекать некого – все делали всё возможное, чтобы свести к минимуму проникающие атаки гостей. И в общем-то Чанову считанные разы пришлось призывать на выручку всё своё хладнокровие и мастерство. Заметен был в обороне Баль, который быстро нашёл общий язык и наладил взаимодействие с Евтушенко. Труднее других было, конечно, Балтаче, который полгода залечивал тяжелейшую травму, такую, после какой не каждый в состоянии вернуться в строй. А он вернулся и проводил свой первый матч в основном составе. «Более тяжёлого матча не помню», – признался он после игры.
Помните знаменитую античную скульптуру Лаокоона, который тщетно пытается разорвать путы гигантского питона? Долгое время усилия динамовцев напоминали мне его потуги. Хозяевам удалась лишь одна стремительная, контратака на исходе первого тайма – и вновь отлично сыграл вратарь. А едва сорвалась другая – это уже вскоре после перерыва, как шотландцы поймали хозяев поля на быстрой трехходовке, проведенной, пожалуй, впервые за матч практически без противодействия. Маклеод вывел в прорыв по флангу Макклейра – его прострел и удар без подготовки Макги были выполнены безупречно.
Настали критические минуты игры. Некоторое время защита динамовцев «потрескивала» под мощным прессом, но не осела, не развалилась. Но и выходили из-под этого пресса мучительно трудно. Не получался долгий контроль над мячом, потому что, как мне показалось, киевляне, стараясь преодолеть в атаке цепкую опеку, искали ходы позамысловатее. А в этих условиях, наверное, удобнее ходить «слоном» или «ладьей», но никак не «конём». Но вот наконец такой ход слоном сделал Яковенко и создал удобную позицию Беланову, но отличный его удар в нижний угол перехватил Боннер.
И тут же динамовцы, пожалуй, в первый раз забылись, увлеклись и пропустили опасную атаку четырёх шотландцев, выбежавших против трёх защитников. Разыграть лишнего им не позволил Баль – он хладнокровно встретил атакующих.
«Селтик», казалось, чувствовал себя как дома, хотя, не забудем, в Глазго ему пришлось думать больше о собственной защите. И очень порадовал тот факт, что настоящим волевым вожаком проявил себя в критические минуты наш капитан, капитан «Динамо» и сборной страны Анатолий Демьяненко. Ему, защитнику, непросто было поддержать атаку, он понимал, наверное, что соперники избрали его позицию для наступления с фланга, и именно отсюда он пропустил голевую передачу. И тем не менее Демьяненко дважды кряду, выбрав удобный момент, решительно пошёл вперёд и тем несколько остудил пыл шотландцев. Раскрутив в углу поля их капитана Айткена, он выложил мяч под удар Яковенко, который, увы, не был к этому готов.
Но спустя пять минут наш молодой хавбек оплошности не повторил, когда Бессонов и Блохин провели истинно ферзевую атаку – с размашистым переводом мяча с фланга на фланг и филигранным пасом Блохина вразрез за спины защитникам. Яковенко на скорости, чуть подправив мяч левой ногой, правой вколотил его в сетку ворот.
Тренеры «Селтика», уповая на атаку, провели замену с целью укрепить... защиту. О`Лири сменил истощившего себя в бесплодных рейдах 36-летнего Макгрея и занял позицию в центре обороны, а вправо сдвинулся более строгий и надёжный Айткен. Но облегчение это не принесло: киевляне контратаковали разнообразно, вовлекав в стремительные операции практически всех. Как на 74-й минуте когда Боннер в который раз сорвал многоходовую акцию с участием Евтушенко. Блохина, Бессонова, Яковенко... Какая была контратака!
Я бы назвал этот матч ещё и бенефисом Блохина. Наш герой этот день отмечал день рождения, хотя перед игрой признался, что его футбольные годы – какой же это праздник. Но подарок себе, команде и поклонникам футбола преподнёс. И не один: забил гол, помог забить Яковенко второй, а Евтушенко – третий. На этот раз уже в соавторстве с Михайличенко. Это была классическая контратака, разыгранная в момент, когда гости атаковали на пределе отчаяния и на запредельных усилиях. И раскрылись. Евтушенко очень кстати применил свою скорость и умело доказал теорему о свободном пространстве и верном выборе позиции. Это было очень удачное и весьма логичное доказательство «от противного». Доказательство силы. Приведённое в споре с достойным соперником.
На послематчевой пресс-конференции В. Лобановский признал, что результатом доволен, хотя это была не лучшая игра команды. Не лучшая потому, что очень хорош был соперник. По мнению нашего тренера, шотландцы показали отличную атлетическую подготовленность и завидную командную скорость. Не говоря уже о характере. А претензии к собственной игре если и есть, то не конкретно к отдельным игрокам, а, так сказать, в плане реализации коллективного мастерства.
Тренер киевлян, мы знаем, никогда никого не выделяет персонально, потому что, по его глубокому убеждению, играет и создает образ игры вся команда. Но на этот раз он отступил от правила и сказал, что нельзя не отметить Блохина. Как личность. Как спортсмена.
Скуп на оценки был шотландец Д. Хей. Сказал лишь, что в Киеве его команда играла намного лучше, чем в Глазго. А на извечный и дотошный вопрос, предложенный шотландским журналистом, кого из динамовцев он взял бы в свою команду, так же скупо бросил: «У «Селтика» никаких денег не хватит»...
Это теперь, спустя какое-то время, когда отпустило напряжение жаркой схватки, всё начинает казаться естественным, само собой разумеющимся. И – прочь сомнения. А ведь они были, и они не покидали нас на трибуне, поскольку мы догадывались, знали, каково динамовцам собраться после всех сезонных треволнений пусть не на последний в этом сезоне, но всё же на самый главный бой. Сил у них было не больше, может, даже поменьше чем у шотландцев Но победа, которая теперь по прошествии времени представляется нам вроде бы обязательной и неизбежной, была добыта. И, по-видимому, не только за счёт волевых и атлетических усилий.

Валерий БЕРЕЗОВСКИЙ, наш специальный корреспондент
«Футбол-Хоккей» №45, 11 ноября 1986 года


Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.